Анализ ниш на маркетплейсах

Что такое анализ ниш маркетплейса и для чего он нужен?

Анализ ниш — это инструмент Тинькофф Селлера, который помогает выбрать товар для старта или масштабирования бизнеса на маркетплейсах.

Анализ ниш пригодится начинающим продавцам и тем, кто уже продает и хочет расширить ассортимент товаров или выйти на новую площадку.

Например, у вас есть бюджет на закупку товаров и понимание, когда вы хотите выйти на рынок, но вы не уверены, какую категорию товаров выбрать. Указываете свой бюджет и месяц начала продаж в Анализе ниш — и получаете список рекомендуемых товарных ниш и подробную информацию по ним:

  • степень конкурентности ниши;
  • по какой цене можно продавать товары;
  • какую комиссию за товары возьмет маркетплейс — Ozon или Wildberries;
  • есть ли в нише специальные условия для хранения товаров.

Кто может пользоваться анализом ниш?

Клиенты, у которых есть ИП или ООО, открыт расчетный счет в Тинькофф Бизнесе и подключен тариф «Селлер М».

У Селлера есть бесплатный пробный период — 7 дней, в течение которого вы сможете попробовать анализ ниш, даже если у вас нет расчетного счета в Тинькофф Бизнесе. Подробнее о пробном периоде

Чтобы начать пользоваться анализом ниш:

  1. Если вы еще не зарегистрировали бизнес, оставьте заявку на ведение бизнеса на маркетплейсах — мы зарегистрируем вам ИП или ООО и откроем расчетный счет. Оставить заявку

    Если вы уже зарегистрировали бизнес, откройте расчетный счет в Тинькофф Бизнесе. Открыть счет

  2. Подключите Тинькофф Селлер в личном кабинете Тинькофф Бизнеса: «Все сервисы» → «Привлечение клиентов» → «Селлер».
  3. Подключите тариф «Селлер М» или воспользуйтесь бесплатным пробным периодом: Тинькофф Селлер → «Тарифы» → «Подключить».

    Подробнее о тарифах

Чтобы пользоваться анализом ниш, не нужно создавать в Селлере магазин с API‑ключом маркетплейса — можете сразу пользоваться инструментом. API‑ключ понадобится, если будете пользоваться другими функциями Тинькофф Селлера. Зачем подключать Тинькофф Селлер по API

Как Тинькофф Селлер помогает работать с маркетплейсами

Как сделать анализ ниш в Селлере?

В личном кабинете Тинькофф Бизнеса:

  1. Настройте фильтры в верхней части страницы:
    ФильтрЧто означает
    «Готов вложить, ₽»Бюджет на закупку товаров
    «Начало продаж»Месяц предполагаемого старта продаж. Вы можете выбрать все месяцы сразу или период из двух месяцев
    «Сезонность товаров»В какое время года ваши товары пользуются повышенным спросом. Если у товаров нет выраженной сезонности, укажите «все сезоны»
    «Маркетплейсы»Площадки, на которых хотите продавать: Ozon, Wildberries или обе
    Фильтр
    «Готов вложить, ₽»
    Что означает
    Бюджет на закупку товаров
    Фильтр
    «Начало продаж»
    Что означает
    Месяц предполагаемого старта продаж. Вы можете выбрать все месяцы сразу или период из двух месяцев
    Фильтр
    «Сезонность товаров»
    Что означает
    В какое время года ваши товары пользуются повышенным спросом. Если у товаров нет выраженной сезонности, укажите «все сезоны»
    Фильтр
    «Маркетплейсы»
    Что означает
    Площадки, на которых хотите продавать: Ozon, Wildberries или обе

    Не обязательно заполнять все фильтры: например, если еще не решили, когда старт продаж, можете не настраивать фильтр «Начало продаж». Но чем больше фильтров настроите, тем точнее будут результаты.

  2. Нажмите «Найти ниши» — вы увидите ниши, которые рекомендует инструмент «Анализ ниш».
    Цифра со звездочкой на нише — ее рейтинг. Чем выше рейтинг, тем выгоднее продавать в этой нише
  3. Нажмите на тег под строкой с фильтрами, чтобы посмотреть подборку ниш определенной категории. По умолчанию установлен тег «Топовые ниши». Он показывает ниши из разных категорий, которые наиболее привлекательны для продаж.

Что такое рейтинг ниши в анализе ниш и как он считается?

Рейтинг ниши — это оценка привлекательности ниши. Он показывает, насколько та или иная ниша выгодна для продавца. Чем выше рейтинг, тем более привлекательна ниша.

Рейтинг ниши считается на основе анализа таких показателей:

  • количества товаров;
  • количества продавцов;
  • динамики продаж у разных продавцов;
  • уровня конкурентности;
  • месяца начала продаж.

На основе рейтинга вы можете пробовать разные сочетания фильтров и проверять свои гипотезы по разным товарам.

На скрине ниже показываем, как мы использовали Анализ ниш, чтобы понять, когда лучше начать продавать учебники для 5 класса. Мы меняли фильтр «начало продаж» при одинаковом бюджете на закупку товаров. Чтобы найти нужную нишу, использовали фильтр «Книги и канцелярия». По изменениям в рейтинге интересующей нас ниши поняли, что пиковые месяцы продаж приходятся на сентябрь-октябрь, а стартовать можно уже в июле.

Самый высокий рейтинг у ниши учебников — в сентябре-октябре, значит тогда продавать учебники выгоднее всего. А вот в январе-феврале рейтинг самый низкий — значит, в эти месяцы лучше найти другую товарную нишу

Как рассчитывается степень конкурентности в анализе ниш?

Степень конкурентности рассчитывается на основе нескольких параметров:

  • у скольких продавцов в нише нет продаж;
  • сколько продаж у самых крупных продавцов;
  • сколько всего товаров в нише и сколько из них продается.

На основе этой информации в карточке товара выводится степень конкурентности в нише: высокая, низкая или средняя.

Как рассчитывается себестоимость товара в анализе ниш?

Себестоимость рассчитывается так: алгоритм складывает цены всех товаров в нише, делит на количество товаров и получает среднюю цену товара. Затем вычитает из этой цены комиссию маркетплейса.

Себестоимость помогает продавцу понять ориентировочную сумму, за которую можно покупать или производить товар.

Что такое комиссия в анализе ниш и как она рассчитывается?

Это ориентировочная комиссия маркетплейса в нише. В этом поле отображается примерная оценка: сколько денег может удержать маркетплейс за логистику, хранение и продажу товаров.

Комиссия может отличаться от реальной. На это влияет размер товара, количество возвратов, бюджет на рекламу, стоимость хранения и другие факторы.

Как проанализировать конкретную нишу товаров?

Чтобы проанализировать нишу, нажмите на карточку товара в результатах анализа. Как настроить фильтры, чтобы подобрать подходящие ниши

У каждой ниши есть отдельная страница, которая состоит из двух блоков: сводной информации по нише и таблицы с ценовыми сегментами.

Сводная информация по нише. Сюда выводится основная информация о нише: себестоимость, комиссия, конкурентность, общий рейтинг. Также здесь можно найти характеристики ниши, которые узнал Тинькофф Селлер. Это может быть схема продаж, сезонность, количество возвратов, необходимость документов — например, сертификата или декларации безопасности, отказного письма.

Таблица с ценовыми сегментами. Алгоритм разбивает каждую нишу на ценовые сегменты. Диапазон цен в сегменте зависит от ниши: где‑то это будет 100⁠—⁠150 ₽, а где‑то может быть больше 1000 ₽.

Товары распределяются по ценовым сегментам на основании самой высокой цены товара. Как проанализировать сегмент ниши

Товары в нише с низкой конкуренцией могут не пользоваться высоким спросом

Таблица показывает, по каким ценам разные продавцы продают похожие товары и как эти цены влияют на:

  • рейтинг ниши;
  • количество продавцов;
  • количество товаров;
  • продажи в штуках;
  • среднюю цену товара;
  • количество новых товаров в этом сегменте за последние 90 дней;
  • процент товаров, у которых есть продажи;
  • оборот в рублях — только для схемы продаж FBO;
  • средний оборот на продавца — только для схемы продаж FBO.

Как проанализировать сегмент ниши?

Перейдите на вкладку «Селлер» → «Анализ ниш». Чтобы попасть на страницу сегмента, нажмите на фильтр с рейтингом под заголовком «Сегменты и товары» или нажмите на нишу в результатах анализа, а затем на строку сегмента в нише.

Переключайтесь между сегментами с помощью фильтра в шапке таблицы

Вы попадете на страницу сегмента. Она состоит из двух блоков: сводной информации о нише и таблицы с товарами в выбранном сегменте.

Сводная информация о нише. Сюда выводятся основные сведения о нише: себестоимость, комиссия, конкурентность, общий рейтинг. Также здесь можно найти характеристики ниши, которые узнал Тинькофф Селлер. Это может быть схема продаж, сезонность, количество возвратов, необходимость документов — например, сертификата или декларации безопасности, отказного письма.

Таблица с товарами выбранного ценового сегмента. Здесь отображена детальная информация о 50 самых популярных товарах сегмента:

  • рейтинг;
  • актуальная цена товара, цена до скидки и скидка;
  • информация о продавце;
  • оборот в рублях по товару за последние 30 дней — только для схемы продаж FBO;
  • себестоимость товара;
  • количество продаж товара за последние 30 дней;
  • динамика оборота — отношение оборота за последние 30 дней к обороту за аналогичный предыдущий период.

При нажатии на товар откроется его карточка на маркетплейсе.

На что обратить внимание при выборе ниши?

Чтобы определиться с нишей, обратите внимание на следующие факторы.

Месяц начала продаж и сезонность товаров. У каждого маркетплейса своя специфика, поэтому рассматривайте их отдельно. Например, летние футболки в мае на Wildberries могут продаваться хорошо, а на Ozon — плохо. Для первичного подбора ниши опирайтесь на рейтинг, который рассчитывает Тинькофф Селлер.

Продажи в нише. Чем их больше, тем лучше. Но этот фактор работает только в паре с другими факторами. Например, с тем, сколько всего продавцов в нише и сколько продаж у каждого из них. Важна динамика: хорошо, если растут обороты в нише и средний оборот на продавца.

Новые товары в нише. Косвенный признак высокого спроса на товары — растущее количество этих товаров в нише. Если товаров с продажами мало, значит, ниша переполнилась.

Конкурентность. Основной фактор здесь — количество продаж у селлеров с самыми высокими чеками в нише. Если продаж много, то конкурентность высокая, а значит, в этой нише может быть сложно продавать. Также обращайте внимание на процент товаров с продажами: чем выше этот показатель, тем лучше.

Получилось найти ответ?

Другие статьи по этой теме

  • Управление товарами
  • Контроль остатков на складе
  • Аналитика продаж на маркетплейсах
  • Аналитика по SKU
  • Работа с отзывами на маркетплейсах

Вас может заинтересовать

Узнать больше о Тинькофф Селлере