«Составление портфеля из облигаций», часть 7 - «Балтийский лизинг, 3»
Дальше будет много текста. 5 мин фокуса помогут понять материал лучше.
В прошлых частях мы прошлись по рынку лизинга в России в целом. Наконец-то добрались до финансовой отчетности самого Балтийского Лизинга (далее — БЛ).
Лизинговый бизнес специфичен и скорее напоминает финансовые организации — надо получить финансирование как можно дешевле и распорядиться им так, чтобы погасить долг и заработать еще что-то сверху. Прямо как у банков — привлечь депозиты, выдать кредиты, разницу — себе в карман.
Оценивая лизинговые компании, выделяют такие показатели:
• Чистые процентные доходы — это разница полученных лизинговых платежей и процентных расходов по полученному финансированию. По сути, метрика прибыли для лизинга.
• Чистые инвестиции в лизинг (NIL) — это приведённая стоимость всех лизинговых платежей по текущему портфелю.
• Чистая процентная маржа (NIM, %) — это отношение Чистых процентных доходов к NIL. По сути это главный показатель операционной рентабельности для лизинга. Некий запас прочности, показывающий насколько операционно эффективна компания.
NIM Балтийского Лизинга за 1П'23 составил 7,8% — такой же, как в 2022-м, но в целом имеет отрицательную динамику. Например, NIM за 2021 г. был 8,9%. Это объяснимо — с 2021 года существенно выросла ключевая ставка, а соответственно, и стоимость финансирования. Разница между процентными доходами и расходами стала меньше.
Тем не менее, 7,8% — это вполне хороший показатель. Для сравнения, обратим внимание на ЛК «Европлан»
$RU000A103KJ8 и «РЕСО-лизинг»
$RU000A106DP3 , которые являются наиболее похожими на БЛ публичными компаниями.
NIM «Европлана» 8,4%, а NIM «РЕСО-лизинг»: 10,6%. Это выше, чем у нашего БЛ, но «РЕСО-лизинг» работает преимущественно в одной отрасли — это транспорт. Помним, что концентрация лизингового портфеля на одной отрасли добавляет ему рисков — если отрасль почувствует кризис, то пострадает сразу весь портфель.
Оценивая долговую нагрузку будет полезно посмотреть соотношение NIL к Чистому долгу (net debt). Коэффициент показывает, насколько будущие платежи по лизингу перекрывают текущую долговую нагрузку. «Балтийский лизинг» — 1,1, «РЕСО-Лизинг — 1,22, «Европлан» — 1,23. Отстаём, но вообще не критично.
Также обратим внимание на сумму кредитных убытков и структуру инвестиций в финансовый лизинг по уровню риска лизингополучателей (см на фото): оценочный резерв под кредитные убытки крайне мал, а клиенты с высоким и стандартным кредитным рейтингом занимают 96% всех будущих платежей. Очень приятный показатель.
Ну и дополнительно посмотрим структуру NIL по отраслям (см на фото). Хорошая диверсификация по транспорту, строительству, торговле, производству и прочему оборудованию. Если какая-то отрасль будет войдет в фазу кризиса, компания не испытает существенного шока. Вдобавок, отрасли не слишком специфичны, как например, Ж/Д или нефтесервисное оборудование. Это значит, что даже если у заемщиков будут трудности с выплатой, то компания все равно сможет быстро реализовать столь ликвидные объекты лизинга, как, например, транспорт.
Можно выделить ещё несколько полезных метрик для составления ещё более полной картины, но ключевые показатели мы уже оценили. Да и формат постов в Пульсе не очень удобен для столь длинных текстов.
Вывод: финансовое положение «Балтийского Лизинга» выглядит крайне надежным. Буду следить дальше и искать возможности наращивания доли выпусков компании в портфель. И также присмотрюсь к «РЕСО-лизинг» и ЛК «Европлан», судя по тем данным, по которым пробежались в процессе сравнения — компании также довольно крепко стоят на ногах.
Друзья, отдельное спасибо за лайки и обратную связь! ❤️
Мечтаю попасть в подборку Пульса, ваша активность очень поможет!
С её помощью я также понимаю, насколько интересно читать такой длинный и сложный формат.
$RU000A106EM8
$RU000A103M10
$RU000A1058M3
#Учу_в_пульсе #Пульс_оцени #Новичкам #Прояви_себя_в_пульсе #Облигации #Аналитика #Что_купить