Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне "ruА-", прогноз по рейтингу "стабильный", говорится в сообщении агентства.
Агентство также подтвердило кредитный рейтинг облигационного займа Саратовской области на уровне "ruА-". Облигационный заем серии 35001 на 5 млрд рублей был размещен 22 ноября 2017 года, срок погашения - 20 ноября 2024 года.
Как говорится в сообщении, по оценке региона, ВРП в 2023 году ожидается на уровне 1,2 трлн рублей (в 2022 году - 1,1 трлн рублей). В минувшем году индекс промышленного производства составил 100,5%.По итогам 2023 года этот показатель ожидается на уровне 101,8%.
Агентство положительно оценивает высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 461,1 тыс. рублей (на 9% выше уровня 2021 года). Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году увеличился на 2,4% в сопоставимых ценах и составил 207,7 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 18,4%, отмечает агентство. По итогам 2023 года объем инвестиций ожидается с ростом к уровню предыдущего года на 0,5% в сопоставимых ценах.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в прошлом году составила 59,3%. Доходы региона за 2022 год увеличились на 12,6% - межбюджетные трансферты выросли на 12,2%, ННД - на 12,6%. В структуре ННД увеличение наблюдалось как по налоговым доходам, так и по неналоговым. Наибольший прирост показали НДФЛ (на 15,5%), налог на имущество организаций (на 20,1%) и налог, взимаемый при упрощенной системе налогообложения (УСН) (на 26%). В структуре неналоговых доходов наибольший прирост обеспечен за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (рост в 3,3 раза). Положительная динамика трансфертов сложилась за счет увеличения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, при этом по дотациям и субвенциям наблюдалось снижение поступлений. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2022 года составила 8,7% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,9% налоговых доходов областного бюджета. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 93,3 млрд рублей (ниже уровня 2022 года на 3,9%).
Расходы региона в 2022 году выросли на 15,7% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов, как и ранее, преобладала социальная направленность. Однако доля социальных расходов снизилась на 4,6 п. п. и составила 66,1% от их общего объема. Этому способствовало сокращение расходов на здравоохранение и рост расходов на национальную экономику. Гибкость расходов областного бюджета по итогам прошлого года оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов увеличилась на 2,6 п. п. - до 9,5%. По итогам 2023 года прогнозируется снижение расходов областного бюджета на 5,8%, в том числе капитальных расходов на 28,2%.
Долг региона по в 2022 году увеличился на 7,8% по сравнению с 2021 годом - до 59,3 млрд рублей. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. При этом долговая нагрузка снизилась на 4,2 п. п. и составила 59,5% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что обусловлено увеличением ННД.
По итогам текущего года ожидается рост долговой нагрузки на 10,2 п. п. - до 69,7%
$RU000A0ZYG60