Банк
Авто
12 апреля

Машины для новичков: как выбрать первый автомобиль и не пожалеть

Рассказываем о самом важном при покупке первого авто: почему не стоит гнаться за последней моделью и на что обратить внимание, если покупаете машину с рук

lead

Какой автомобиль выбрать: новый или подержанный

Первое, на что нужно ориентироваться, — бюджет. По данным «Автостата», в конце 2023 года средняя стоимость новой машины составила 2 900 000 ₽, а подержанной — 1 500 000 ₽.

У обоих вариантов есть плюсы и минусы.

Плюсы новых машин. У автомобиля с завода точно нет повреждений, новый двигатель и не скручен пробег, не крашеный и не битый корпус, на месте все подушки безопасности и целы лонжероны. В ближайшие несколько лет для авто не придется покупать дорогостоящие запчасти, а даже если ремонт потребуется, выручит гарантия: у дилеров разные условия, но обычно ее дают на три года или 100 000 км пробега.

А еще в новом автомобиле просто приятнее ездить.

Минусы новых машин. Некоторые автосалоны могут навязывать дополнительные услуги, без которых машину купить нельзя, например премиальные коврики, дополнительное антикоррозийное покрытие или накладки на пороги. Они увеличивают цену на несколько десятков или сотен тысяч рублей.

Новые авто чаще страхуют от ущерба, хищения и угона. Чем дороже машина, тем больше придется потратить на Каско.

Еще одна статья расходов — регулярное техническое обслуживание: без него гарантия аннулируется. Чаще всего проходить ТО нужно через первые 3000 км пробега, а затем через каждые 10 000. Для примера: первый визит в сервисный центр с Lada Vesta обойдется в 11 000 ₽, а шестой — в 36 000 ₽.

К тому же новички чаще повреждают автомобиль: пока опыта мало, выше риск, например, поцарапать авто при парковке или задеть колесом бордюр. На новой машине повреждения бросаются в глаза, поэтому придется тратить деньги на ремонт.

Плюсы машин с пробегом. Вторичный рынок разнообразнее: на сайтах объявлений можно найти иномарки, которые не продаются в России, авто с большой скидкой, которые продают срочно, или машины, снятые с производства. Причем стоят такие авто дешевле, а оснащены так же или лучше. Например, у них полный привод, а не передний, есть камера заднего вида или парктроники.

Цена новой машины в первый год после покупки снижается на 10⁠—⁠40%, а авто с пробегом можно перепродать за столько же или даже дороже. При этом новым владельцам могут бесплатно достаться литые диски, багажник на крыше, видеорегистратор, шины, перешитый салон, внедорожная резина или крутая стереосистема — их не всегда включают в стоимость машины.

Минусы машин с пробегом. Узнать историю б/у авто до покупки сложно. Например, бывшие владельцы могут занизить пробег или починить машину после ДТП и скрыть последствия аварии.

Подержанная машина может чаще ломаться, гарантийного ремонта нет, а если машина старше 7⁠—⁠10 лет, Каско на нее не оформят или полис будет стоить в несколько раз дороже обычного.

Как уменьшить риски и на что обратить внимание при выборе б/у машины, мы рассказали в главе «Что нужно сделать перед покупкой первого автомобиля с рук».

Какой бы автомобиль вы ни выбрали, можете оформить автокредит в Тинькофф. Одобряем до 8 млн рублей на покупку новой или подержанной машины.

Если взяли кредит в Тинькофф и покупаете машину с рук, поможем найти информацию о ней по базам данных и пришлем отчет в чат приложения или личного кабинета на сайт tinkoff.ru. Мы проверяем данные по открытым источникам и предупреждаем о рисках, если авто находится в залоге, под арестом, в розыске или в черных списках банков и страховых компаний.

Что еще учесть перед покупкой первого автомобиля

Дальше нужно определиться, для чего нужна машина. Например, для поездок по городу подходит хэтчбек или седан, для семей с двумя детьми или туризма с палатками — просторный универсал, а если планируете путешествовать по горам — внедорожник.

Вот еще несколько критериев.

Стоимость ремонта и обслуживания. Новичкам только предстоит привыкнуть к габаритам машины и научиться оценивать ситуацию вокруг по зеркалам, а значит, есть вероятность повредить авто — и не один раз. Вот почему лучше начать с машины, запчасти для которой найдутся в любой мастерской.

Проще всего найти запчасти для отечественных и популярных в России марок, например Kia Rio, Hyundai Solaris или Volkswagen Polo. Для них автосервисы могут подобрать качественные, но более дешевые аналоги. Оригинальные запчасти для некоторых авто — Audi, Bentley, BMW, Ferrari, Toyota, Tesla, Jeep, Lexus, Volkswagen и Skoda — разрешены Минпромторгом к параллельному импорту, но они стоят дороже.

Расход топлива. Если мечтаете о конкретной марке, изучите, сколько бензина расходует авто. Например, вы хотите купить Haval F7, он расходует 8,4 л топлива на 100 км. За год автомобилисты проезжают в среднем около 20 000 км. По данным сервиса «Топливо» Тинькофф Города, в среднем автомобилисты тратят на топливо 4500 ₽ в месяц. На Haval будет уходить больше — 90 000 ₽ в год, или 7500 ₽ в месяц.

Системы безопасности. Пока у вас мало водительского опыта, лучше, чтобы в машине были базовые системы безопасности, которые помогут удерживать машину на дороге без лишних усилий и не дадут уйти в занос:

  • ABS — антиблокировочная система торможения. Она не всегда есть на новых и б/у авто, поэтому перед покупкой машины обратите внимание, есть ли у нее ABS.
  • Электромеханический стояночный тормоз. Механизм фиксирует автомобиль при остановке и сам снимает с ручного тормоза при начале движения. Если забудете про ручник, машина не сдвинется с места.
  • Система автоматического торможения замедлит или остановит автомобиль, если впереди резко возникнет пешеход или другая машина.
  • Система курсовой устойчивости автоматически определяет признаки заноса. Если водитель теряет контроль над управлением, электроника дает команду на уменьшение подачи топлива или подтормаживание колес, чтобы легче выйти из заноса.
  • Передние и боковые подушки безопасности.

Привод. Если позволяет бюджет, лучше выбрать полный привод: он поможет, если поедете с друзьями на природу с палатками или попадете на дорогу, которую сильно замело зимой. Но в таких авто сложная трансмиссия и используются дорогие узлы, поэтому и ремонт будет стоить дорого.

Передний привод тоже хороший вариант для первого автомобиля, особенно если планируете ездить только по городу и готовы пересесть на такси в плохую погоду. Такая машина и ее ремонт будут стоить дешевле.

Заднеприводные машины подходят новичку меньше всего. При обычных погодных условиях разница между передним и задним приводом может быть незаметна, но заднеприводные авто заносит в дождливую или снежную погоду. Благодаря системе контроля устойчивости и тяги недостаток уменьшается, но эта технология есть только на моделях дорогих авто, например BMW и Mercedes.

Как выбрать комплектацию первой машины

Стандартно автомобиль — это кузов, салон, двигатель и ходовая часть. А комплектация — все дополнительные опции и функции. Производитель дает 3⁠—⁠4 набора таких функций на выбор: чем выше комплектация, тем больше опций, но и стоить такая машина будет дороже.

Если деньги на комплектацию есть, можно купить авто с дополнительными функциями, например с Bluetooth-стереосистемой, чтобы слушать музыку с телефона без проводов.

Если бюджет ограничен, лучше выбрать только те опции, которые сделают автомобиль безопаснее и надежнее:

  • подогрев зеркал или стекол помогает быстро разморозить автомобиль и восстановить обзор;
  • датчик дождя активирует дворники, если на лобовое стекло попадает вода, а значит, водителю не нужно отвлекаться от дороги;
  • передние и задние датчики парковки облегчают парковку в городских условиях, когда приходится ставить машину впритык к другой.

Если денег на комплектацию не хватает, это нормально. Сначала можно взять авто для практики, а как только начнете уверенно чувствовать себя за рулем, подобрать комфортное авто с дополнительными опциями.

Что нужно сделать перед покупкой первого автомобиля с рук

Если покупаете машину с пробегом, важно изучить историю автомобиля еще до встречи с продавцом, а после этого договориться о тест‑драйве и осмотреть корпус на наличие повреждений. Обратить внимание стоит на пороги снизу, состояние подвески, салона и колес. Также важно убедиться, что мотор звучит ровно, или выбрать СТО, которая специализируется на этой марке автомобиля, и проверить машину там.

Вот что нужно изучить заранее.

VIN. Это уникальный номер из 17 символов и цифр, который закрепляется за авто на заводе и не меняется в процессе эксплуатации. Продавцы авто указывают его прямо в объявлении или присылают по запросу. VIN можно бесплатно ввести на сайте гибдд.рф или на Госуслугах — сервисы выдадут информацию о пробеге, количестве владельцев, аварий, покажут, не находится ли машина в угоне, розыске, под арестом или в залоге.

blog image
blog image
Если владельцев было много, состояние машины обычно хуже: выше вероятность, что к обслуживанию авто относились небрежно

СТС — свидетельство о регистрации транспортного средства. Документ выдают, когда машину ставят на учет в ГИБДД. Если продавец — частное лицо, достаточно проверить, что собственником авто в СТС значится именно этот человек.

На сайте ГИБДД по номеру СТС и госномеру можно проверить количество штрафов — это поможет сделать выводы о состоянии авто. Если продавец часто лихачил, скорее всего, у машины будут проблемы с трансмиссией и элементами подвески: они больше всего страдают из‑за нагрузок при высоких скоростях и резких разгонов-торможений.

Остальные данные обычно заранее не присылают, их нужно изучить при встрече до осмотра машины.

ПТС — паспорт транспортного средства. С 2020 года на новые машины выдают только электронный документ — ЭПТС. В нем указаны технические характеристики автомобиля, информация о собственниках и конструктивных изменениях.

Информация из ЭПТС хранится в электронном виде, ее невозможно подделать, поэтому покупателю подержанного авто проще проверить его историю и убедиться, что продавец не обманул. Для этого нужно зайти в систему электронных паспортов и указать номер цифрового паспорта авто.

Если машину купили до 2020 года, скорее всего, у владельца есть только бумажный ПТС. Если вместо нее есть только похожая бумага с крупной надписью «Дубликат», посмотрите на оборот ПТС — там указана причина выдачи дубликата, например «в связи с утилизацией оригинала». Иногда причина обоснована: документ могут оформить, потому что в оригинальной бумаге закончилось место для записи информации о новом владельце.

blog image
В пункте 23 указано, что ПТС выдан ГИБДД — это еще один признак дубликата

Насторожиться стоит, если дубликат выдали взамен утраченного ПТС. Покупать такую машину рискованно: возможно, автомобиль угнали, восстановили после серьезного ДТП и его списала страховая после тотала.

Если продавец протягивает дубликат, который выдали недавно, это тоже повод заподозрить его в обмане: так мошенники продают автомобиль, который находится в угоне или залоге у банка. Дата выдачи ПТС указывается в документе, обычно в пункте 25.

Пробег. По данным «Автостата», в среднем машина для личного пользования проезжает 15 000⁠—⁠30 000 км в год. Если цифры больше, ею пользовались часто или, возможно, для работы в такси, а если меньше — пробег могли скрутить. Уточните, почему на одометре такие показатели.

Кузов. Осматривайте авто только при естественном дневном свете. Если продавец встретил вас в гараже, попросите отогнать машину на улицу. Иногда владельцы пытаются скрыть последствия ДТП или коррозию элементов. Например, меняют крышку багажника, крыло или крышу, а потом красят в оригинальный цвет машины. Получается хуже, чем на заводе: старый слой по оттенку отличается от нового, а краска на дверях, стойках и крыльях ложится хуже. Но заметить это можно только при хорошем освещении.

Если есть подозрения, что машину восстанавливали и перекрашивали после ремонта, воспользуйтесь толщиномером. Это устройство, которое показывает толщину слоя краски, его можно арендовать или купить на маркетплейсах в среднем за 1500 ₽. Нужно заранее найти, каким должен быть слой краски у конкретной модели. Если он тоньше или толще, машину перекрашивали.

Двигатель. Самостоятельно оценить двигатель сложно, лучше обратиться к мастеру на СТО. Но несколько базовых вещей можно оценить и без специальных знаний.

Осмотрите детали под капотом с фонариком. Если двигатель, радиатор, бензонасос слишком чистые, возможно, продавец специально ездил на мойку, чтобы скрыть признаки неисправностей, то есть подтеки, пятна и масляные запотевания. Идеальный вариант — когда под капотом есть небольшой слой пыли, значит, его мыли давно и следы протечек скрыть не хотели.

Попросите продавца завести машину и послушайте, как работает двигатель. Он должен звучать ровно, без шумов и щелчков. Если кажется, что странные звуки есть, лучше диагностировать авто на СТО. Запаха горючего тоже быть не должно — это признак того, что у двигателя большой износ и скоро понадобится его отремонтировать или заменить.

Салон. Осмотрите детали, которые изнашиваются быстрее всего: педали, руль и дверные замки. Если пробег у авто небольшой, а детали салона изношены, это повод для подозрений: возможно, пробег скрутили. Если наоборот, то есть пробег приличный, но салон в идеальном состоянии, об этом тоже нужно спросить владельца. Возможно, сиденья, руль и другие элементы меняли после ДТП.

Обратите внимание на стекла — на них должна быть заводская марка, информация о производителе, типе стекла, дате производства и стандарте качества. Если эти данные на боковых стеклах различаются, значит, их меняли. Лучше уточнить у продавца, не попадала ли машина в аварию.

Тест‑драйв. Перед покупкой попросите проехать на машине вместе с владельцем на безлюдной парковке или пустыре. Времени будет немного, но попробуйте заехать в поворот, легко разогнаться, проверить все скорости и протестировать тормоза. Во время езды двигатель не должен издавать фоновый гул, постукивания, щелчки.

Если продавец отказывает в тест‑драйве, предложите вести машину ему, а сами садитесь на пассажирское сидение. Если он отказывается и от этого, возможно, скрывает недостатки, которые нельзя найти при визуальном осмотре.

Какие автомобили не стоит покупать начинающему водителю

Даже если записались в автошколу, чтобы водить красивую ретромашину или спорткар, все равно лучше сначала попрактиковаться на более надежной и безопасной модели. А через 2⁠—⁠3 года, когда будете увереннее чувствовать себя за рулем, пересесть на авто мечты.

Вот какие машины лучше не покупать, если только начинаете водить.

Старые авто. В приоритете должны быть машины, на которых ездили не больше 5⁠—⁠6 лет. Производители сами обозначают срок службы авто: например, Lada может работать до 8 лет или 120 000 км, а некоторые модели Hyundai — до 6 лет или 160 000 км. Это не значит, что авто сломается на следующий день, но чем дольше оно ездит, тем выше риск поломки.

Машина, которой 7⁠—⁠10 лет, тоже может быть в порядке. Возможно, предыдущие владельцы вовремя проходили ТО, меняли масло и не давили на газ при прогреве двигателя зимой. Для таких машин лучше заказать диагностику у мастера на СТО, запросить потенциальную стоимость ремонта и попросить у продавца скидку.

Спортивные авто. Обслуживание будет дорогим и сложным, удержать такую машину на большой скорости непросто, а из‑за низкой посадки сложно передвигаться по городу: можно задеть бордюр при парковке или высокий лежачий полицейский. Лучше набраться опыта на более спокойных моделях.

Технически сложные автомобили. Речь о BMW, Audi и Mercedes старше 10 лет. Обслуживать их нужно на дорогих СТО, предыдущие владельцы могли на этом экономить. Это сказывается на состоянии машины: даже если она еще на ходу, риск поломки выше.

Редкие марки авто. Lotus, Koenigsegg, Vauxhall или Mastretta — таких машин в вашем городе, скорее всего, мало, запчастей на них нет, а мастера в сервисе не знают, как их чинить. Лучше взять привычные марки: Lada, Kia, Haval, Toyota, Geely, Hyundai — все это ликвидные автомобили, которые медленно теряют в цене.

Выбрать авто по рекомендациям в интернете и рецензиям на Ютубе сложно. Можно остановить выбор на уже привычной машине — той, на которой практиковались в автошколе или сдавали экзамен. Так вам не придется привыкать к управлению, динамике и габаритам.

Если авто в школе не понравилось, попробуйте каршеринг: некоторые компании не требуют водительского стажа для краткосрочной аренды. Получите опыт вождения нескольких машин и поймете, какая модель подходит больше.

А когда определитесь с первым авто, покупайте его с помощью Тинькофф.

Чем поможет Тинькофф

Для автокредита в Тинькофф не нужны водительские права: можете купить авто, пока учитесь в автошколе, а за руль сядете сразу, как сдадите экзамен.

Нам неважно, какую машину вы выберете: седан или купе, новую или подержанную, иностранную или отечественную. Любую из них можно взять в кредит. Заем выдаем на любую легковушку не старше 18 лет, клиентом банка быть не обязательно.

Вот условия автокредита в Тинькофф:

  • срок: 1⁠—⁠5 лет;
  • сумма: от 100 000 до 8 000 000 ₽;
  • первоначальный взнос: не требуется.

Подобрать авто можно в течение 30 дней после одобрения заявки на кредит. Затем у вас будет еще 60 дней, чтобы купить машину и оформить ее в залог.

За машину надо заплатить не меньше половины суммы автокредита. Оставшимися деньгами можно распоряжаться по своему усмотрению, например купить новую резину, установить стереосистему или оставить в сбережениях.

Что нужно знать перед покупкой авто: кратко

Вот главное, что нужно запомнить:

  • Если хотите быть уверены, что у машины не скручен пробег, она не битая и ее не нужно будет чинить за свой счет в ближайшие три года, выбирайте новое авто. Но тогда придется ремонтировать каждую царапину, которая будет заметна на новом корпусе и тратить деньги на регулярное ТО, иначе аннулируют гарантию.
  • Если денег на новую машину нет или просто не хотите переживать о каждой царапине, поищите варианты с рук. Такие машины не подешевеют сразу после покупки, а бонусом могут достаться литые диски, багажник на крыше или перешитый салон. Но узнать историю подержанной машины трудно.
  • Выбирайте популярную марку, на которую легко найти запчасти. Лучше не брать редкие модели, спортивные авто или технически сложные машины, например Audi или BMW старше 10 лет.
  • Для езды по городу подойдет хэтчбек или седан с передним приводом. Для семьи, особенно если будете выезжать на бездорожье, — просторный универсал с полным приводом. От заднеприводной машины лучше отказаться: новичку будет сложно ею управлять.
  • Если бюджет ограничен, лучше выбрать только те опции, которые сделают автомобиль безопаснее и надежнее, например, ABS или систему автоматического торможения. Получите больше опыта — купите машину с дополнительными функциями.
  • Если покупаете машину с рук, постарайтесь узнать максимум о ней: какой у нее пробег, солькко аварий, сколько было владельцев. Для этого есть специальные сервисы. Если оформили автокредит в Тинькофф и покупаете машину с рук, мы дополнительно проверим данные по открытым источникам и предупредим о рисках.

Как вам статья?

Оформите автокредит в Тинькофф

Рассчитайте условия и подайте заявку за 5 минут