22 февраля 2023

Что такое франшиза и франчайзи

Иногда предприниматели хотят начать свое дело, но боятся: вдруг не хватит опыта. Есть выход: можно открыть бизнес под известным брендом с отлаженными процессами. Так работает франшиза.

Что такое франшиза, франчайзи и франчайзер

Франшиза — это право работать под брендом чужой компании.

Владелец бренда — это франчайзер. Партнер, который покупает франшизу, — франчайзи.

По франшизе можно открыть любой бизнес: кофейню, медицинский центр, творческую школу, барбершоп или автомойку. Примеры успешных франшиз в России в 2022 году — Fix Price, Додо Пицца, Ozon, CDEK, ИНВИТРО и другие.

Как работают франшизы

Условия сотрудничества зависят от бренда. Одни компании разрешают открыть бизнес только под ключ: тогда франчайзи должен использовать оформление, названия, продукты и технику, финансовые процессы и даже правила общения с клиентами оригинального владельца. В других условия свободнее: франчайзер может рекомендовать, а не требовать использовать его решения, а некоторые процессы полностью оставлять на усмотрение франчайзи. Так, например, работает сеть студий маникюра и педикюра «ПИLКИ»: франчайзи должны сохранять цветовую гамму в интерьере, но нанимают сотрудников и выбирают оборудование по собственным критериям. Систему налогообложения и способы приема платежей они могут выбрать сами.

Плюсы и минусы франшизы

У работы по франшизе есть и преимущества, и недостатки. Предпринимателей привлекает возможность не начинать дело с нуля, а получить готовый бизнес с известным именем и уже отлаженными годами процессами. При этом франшиза ограничивает партнеров в самостоятельности: владелец потребует соблюдать корпоративные стандарты и будет проводить проверки.

При запуске бизнеса по франшизе придется заплатить за право пользоваться брендом — это называется паушальным взносом. Многие франшизы предусматривают регулярную выплату роялти — процентов с прибыли.

Бесплатный курс Тинькофф Бизнеса для начинающих франчайзи

Узнайте, как выбрать нишу, бренд и схему сотрудничества.

Как выбрать надежную франшизу

Бывает, что за названием «франшиза» скрываются сетевой маркетинг и финансовые пирамиды. Чтобы избежать обмана, стоит проверить бренд:

Познакомиться с историей компании. Лучше всего почитать отзывы франчайзи и изучить репутацию владельца. Еще важно узнать, сколько лет бизнесу: если компания только начала продавать франшизу, модель может быть еще не отработанной.

Проверить юридическую чистоту. У компании и владельца должен быть зарегистрированный товарный знак и не должно быть задолженностей.

Узнать, что входит в пакет франшизы. Чем больше решений предлагает франчайзер, тем проще будет начинающему предпринимателю. У ответственного бренда есть подробные вводные материалы: брендбук, стандарты работы, руководство по маркетингу, списки проверенных поставщиков и оборудования, методика расчета зарплаты. Еще у франшизы может быть система мотивации, чтобы поощрять успешных франчайзи — так, например, работает сеть спортивного питания и витаминов 5lb.

Франшиза подразумевает запуск готового бизнеса, но это все равно не гарантия успеха: можно и заработать, и прогореть. На работу могут повлиять особенности рынка в разных регионах или опыт владельца франшизы.

Подробнее о франшизах — в статье Бизнес-секретов.

Зарегистрируйте бизнес бесплатно

  • Для ИП и ООО
  • Все онлайн, без поездок в ФНС и МФЦ
  • Бесплатно откроем счет сразу после регистрации
promo

Как вам статья?