1921 год. Бывшую империю лихорадит от гиперинфляции. Выпущенные в первые послереволюционные годы советские денежные знаки уже обесценились. В ходу и царские деньги, и банкноты, выпущенные Временным правительством, а также многочисленные денежные суррогаты. Последние выпускаются кем попало - от губернских властей до магазинов и парикмахерских.
Но в Петрограде нашелся талантливый руководитель, который сумел ввести на предприятии по-настоящему твердую валюту. Этим человеком был директор 2-й шорно-седельной фабрики Г. Я. Исаков. И свою инициативу Исаков представил петроградскому Губернскому экономическому совещанию, после чего Петроградский совет народного хозяйства разрешил с 1 января 1922 года реализовать ее в виде опыта. Нововведение оказалось весьма своевременным и на практике оно работало так: рабочим начислялась зарплата в фабричных жетонах, имевших постоянную стоимость, равную курсу золотого рубля на 1914 год. А средства в совзнаках, которыми прежде выплачивалась зарплата, шли на расширение производства и приобретение дополнительных товаров для фабричной лавки. Итак, разрешение на выпуск жетонов было получено. Осталось понять, из чего и где их делать. Решили, что фабричные денежные знаки будут монетовидными, с номиналом от 1 копейки до 5 рублей. Над дизайном аверса монеты долго не думали: у фабрики с дореволюционных времен имелась эмблема - рогатый лось, стоящий в полный рост. Животное в качестве торгового знака досталось предприятию от его основателя - швейцарского предпринимателя С.С. Бехли.
Жетоны номиналом 1, 2, 3, 5 копеек и 5 рублей отчеканили из меди,
10, 50 копеек и 1 рубль - из алюминия,
а 3 рубля - из латуни. К тому времени предприятие уже переименовали из 2-й шорно-седельной во 2-ю Государственную шорно-футлярную-чемоданную фабрику. И это не шутка.
И это история со счасливым началом, счастливой серединой и концом.
Жетоны с лосями пришлись по душе работникам. Сама фабрика была одним из немногочисленных островков благополучия - попасть на работу к Исакову считалось невероятным успехом. Работники фабрики могли конвертировать своих лосей в широкий ассортимент продуктов и услуг или обменять их в фабричной кассе на совзнаки по курсу царского золотого рубля. И сразу побежать с ними на рынок. Впрочем, спешить на рынок не имело большого смысла, так как в фабричной лавке можно было купить всё необходимое по ценам значительно ниже рыночных. Секрет в том, что фабрика располагала собственной мельницей и пекарней, а другие продукты получала по бартеру в обмен на свои саквояжи, чемоданы, конские седла, рукавицы и прочую продукцию. Помимо съестного, в лавку завозили одежду, обувь и промышленные товары повседневного спроса. Чуть позже фабрика обзавелась парикмахерской и портным. Портной шил на заказ по выгодным ценам.
Новаторство идеи Исакова заключалось в том, что на отдельно взятой фабрике он предвосхитил развитие финансовой системы на десятилетия вперед. Да и жетоны с лосями обеспечивались вовсе не золотом, а фабричными товарами. И так было до введения в оборот советского червонца.