#обучение #СОК
✅Система оценки компаний №3. Откуда деньги? Часть 1
✌🏻Итак, после двух теоретических статей переходим к практике. Чтобы оценить компанию, нам нужно, как я писал раньше, для начал понять откуда (и как) она получает деньги. Это можно сделать двумя способами:
1⃣ Через презентации. Многие инвест-ориентированные компании делают очень хорошие презентации, где подробно расписывают свои доходы и то, каким образом они получаются.
2⃣ Через МСФО.
Сейчас мы рассмотрим первый способ, а в следующей статье попробуем воспользоваться вторым.
👉🏻Для начала нам нужно зайти на сайт интересующей нас компании. Возьмём
$AGRO . Заходим к ним на сайт в раздел «Инвесторам» (фото 2 синяя стрелка). Даже не открывая презентацию, на странице «Инвесторам» видно, какие основные сектора есть у Русагро (такие удобные сайты – это редкость).
⚠Но нам этого мало, поэтому мы ищем презентацию. Для этого заходим в раздел «Отчёты и публикации» (фото 2 зеленая стрелочка) и открываем PDF-файл годового отчёта за прошедший год (в нашем случае 2020). Что мы перед собой видим? Мы видим чудесную презентацию. В ней вы можете посмотреть историю компании, основные сегменты, бизнес-модель и многое другое. Вот именно две последние части нас и интересуют, ведь наша задача – это вынести из презентации чёткое понимание того, за счёт чего компания зарабатывает деньги и каким образом это зарабатывание происходит.
💰Если вкратце, то на первый вопрос (за счёт чего компания зарабатывает деньги) нам отвечает информация о сегментах бизнеса. В презентации мы видим, что компания работает в пяти сегментах: сельхоз, масложировой, мясной, сахарный и молочный. Но основную структуру выручки компании составляют четыре сегмента: все, кроме молочного. Для лучшего понимания нужно в них вникнуть, понять какая продукция занимает эти сегменты и т.д. Для этого в презентации посвящен отдельный раздел для каждого сегмента, где всё также детально описано.
💵Но нам нужно понять не просто то, откуда компания берёт деньги, но и как она их берёт. То есть нам нужно понять, как именно эти сегменты устроены, а для этого нам поможет раздел в презентации «Бизнес-модель» (фото 3). В ней подробно описан процесс взаимодействия между сегментами, отражая суть «вертикальной интеграции», о которой говорят в компании. Вертикальная интеграция – это когда, например, производитель удобрений
$AKRN сам же добывает сырье, из которого он и производит удобрения. Или, когда
$LKOH добывает сам нефть, а потом её же и перерабатывает. В случае с Русагро мы можем увидеть, что сельхоз сегмент поставляет всю производимую свеклу сахарному сегменту. С остальными сегментами примерно также: зерновые культуры обеспечивают питание для зверушек из мясного сегмента, а масличные культуры (соя и подсолнух) поставляются масложировому сегменту. Вот это и есть вертикальная интеграция.
📈В целом, наша задача на этом этапе понять: откуда бизнес получает прибыль, и вообще, как он устроен. Прочитав презентацию Русагро вы поймёте логику бизнес-процессов компании, а также поймёте как эти бизнес-процессы приносят компании прибыль. Именно это нас и интересует. Но бывает так, что презентация либо ужасно-сделанная и из неё ничего не понятно, либо бывает так, что она на английском, (например,
$GAZP и многие другие русские компании) а многие люди, к сожалению, английский не знают. В этих двух случаях есть ещё один способ собрать нужную информацию. Он, конечно, более мудрёный, но иногда без него никак. Поэтому в следующей статье мы посмотрим, как собрать ту же информацию с помощью отчётности по МСФО и поисковика.
✅А пока подписывайтесь, комментируйте, критикуйте. Все статьи серии «Система оценки компаний» вы можете найти по хэштегу
#СОК