Что такое себестоимость и как ее рассчитать

Зачем нужен этот показатель и как не ошибиться в расчетах. Разбираемся вместе со специалистом сектора экспертной поддержки Тинькофф для бухгалтеров

lead

Что такое себестоимость

Себестоимость — это сумма, которую бизнес тратит на производство и продажу товара или услуги. Нет универсального списка расходов, которые входят в себестоимость. Список затрат может быть таким:

  • Производство. Например, материалы, оборудование и амортизация, зарплата сотрудникам, аренда и обслуживание производственных помещений, упаковка.
  • Логистика. Например, аренда склада, услуги курьеров или транспортных компаний.
  • Продажи: аренда торгового зала, зарплата администраторов и продавцов.
  • Реклама и маркетинг.
  • Налоги и взносы.

Составляющие себестоимости зависят от того, каким бизнесом вы занимаетесь. Например, у интернет-магазина не будет трат на производство товара и аренду торгового зала, но к списку расходов наверняка добавится бухгалтерия, эквайринг и оплата домена.

«Эта статья поможет начинающему предпринимателю посчитать себестоимость без бухгалтера. Часто на старте бизнеса себестоимость определяют самостоятельно, а бухгалтера нанимают позже. Если у вас сложная структура расходов или нет желания углубляться в расчеты, вы можете обратиться к бухгалтеру сразу. Брать в штат его не обязательно».

Елена Трофимова

Специалист сектора экспертной поддержки Тинькофф для бухгалтеров

Основные виды себестоимости

Разбираться в видах себестоимости нужно, чтобы планировать бизнес-процессы, контролировать и оценивать их.

В зависимости от включенных затрат себестоимость делят на цеховую, производственную и полную. Такое деление позволяет увидеть, какую долю в себестоимости занимают расходы отдельных структурных единиц.

Цеховая себестоимость включает затраты на материалы и другие нужды цеха. Например, на поддержание производства, закупку новых станков или замену вентиляции.

При расчете себестоимости цехом считается любое структурное подразделение компании, а не только производственное. Например, бухгалтерия и юридический отдел — это тоже цехи, себестоимость которых можно посчитать.

«Иногда как отдельный вид выделяют технологическую себестоимость. На самом деле это часть цеховой — та, что приходится на отдельный технологический процесс. Например, мебельная фабрика может считать технологическую себестоимость для обработки дерева и сборки мебели».

Елена Трофимова

Специалист сектора экспертной поддержки Тинькофф для бухгалтеров

Производственная себестоимость включает расходы на весь цикл производства продукции, в том числе зарплату управленцев.

Полная себестоимость — это все затраты бизнеса. Рассчитывается по расходам на производство, упаковку, хранение, доставку, продвижение и продажу продукции.

В этой классификации каждый последующий вид входит в предыдущий. То есть производственная себестоимость включает цеховую, а полная — производственную.

По источникам данных, которые компания использует для расчета, себестоимость делится на нормативную, плановую, фактическую и сметную.

Нормативная себестоимость показывает, сколько бизнес в идеале должен тратить на продукт, к каким цифрам надо стремиться. Чтобы найти показатель, проводят прогноз-расчет по нормам расхода ресурсов и ставкам оплаты труда. Узнать такую себестоимость самостоятельно будет непросто, потребуется бухгалтер.

Если открываете небольшой бизнес, считать нормативную себестоимость не обязательно. Когда этот показатель пригодится вашему бизнесу, сориентирует бухгалтер. Нормативный метод калькулирования — сложный и дорогой процесс. Многие компании не считают нормативную себестоимость.

Плановая себестоимость позволяет запланировать расходы и служит ориентиром, может совпадать с нормативной. Такая себестоимость рассчитывается по показателям прошлого месяца или исходя из максимальных затрат, на которые готов бизнес.

Фактическая, или отчетная, себестоимость показывает реальные расходы бизнеса на товар или услугу. Рассчитывается по расходам за истекший отчетный период.

Сметная себестоимость показывает, сколько денег понадобится на производство штучного товара или выполнение проектной работы. Это может быть изготовление мебели по индивидуальному заказу, разработка корпоративного сайта, строительство или ремонт дома.

Почему полезно знать себестоимость

Вот в чем помогает этот показатель.

Оценить рентабельность продуктов. Можно посчитать, насколько выгодно производить и продавать конкретный товар, оказывать услугу.

Устанавливать цены. Себестоимость подскажет, какую цену предлагать конечному покупателю, чтобы покрывать издержки и получать прибыль.

Контролировать эффективность компании. Например, если сравнить плановую и фактическую себестоимость, можно заметить новые затраты и снизить их через оптимизацию процессов. Например, начать работать с другим поставщиком, доставка от которого дешевле.

Что влияет на себестоимость

На себестоимость влияют внутренние и внешние факторы.

Примеры внутренних факторов:

  • сырье и расходные материалы;
  • помещение под аренду;
  • оборудование;
  • ассортиментная политика;
  • построение цепочки процессов на производстве, в логистике и продажах;
  • штатное расписание;
  • система оплаты труда и мотивации;
  • организация рабочего времени;
  • маркетинговая активность.

А вот что может быть внешним фактором:

  • погода и природные явления;
  • общественно-политическая обстановка;
  • экономические циклы;
  • уровень инфляции;
  • колебания спроса;
  • развитие технологий;
  • изменения законодательства: повышение налогов и МРОТ, новые требования к отрасли, например внедрение маркировки или обязательной сертификации.

Внешние факторы компания может только отслеживать, а внутренние — еще и корректировать.

Как рассчитать себестоимость продукта

Для выгодной отпускной цены нужно определить полную себестоимость. В нее входят не только прямые, но и косвенные затраты. Прямыми называют расходы на производство товара или оказание услуги. То есть такие траты, без которых товара или услуги не будет. Косвенные расходы — это траты на сопутствующую деятельность и общие нужды бизнеса.

Например, аренда цеха, закупка сырья и зарплата рабочим на производстве — это прямые затраты. Аренда шоурума, зарплата менеджерам и бухгалтеру, а покупка рекламы — косвенные.

Вот базовая формула расчета себестоимости единицы товара или услуги:

Себестоимость = (Затраты на производство + Затраты на реализацию) / Количество товаров или услуг

Возьмем для примера маленькую мебельную мастерскую. На производство и продажу 100 детских кроватей компания тратит:

  • 50 000 ₽ на материалы и фурнитуру;
  • 60 000 ₽ на оплату контрактному производству, которое изготовит мебель;
  • 40 000 ₽ на почасовую оплату сотрудникам;
  • 20 000 ₽ на рекламу в социальных сетях.

Себестоимость кровати — 1700 ₽.

Показать расчет

Важный момент: эта формула подходит для небольшого бизнеса с простым продуктом. Компании со сложной структурой расходов, широким ассортиментом товаров и услуг стоит передать расчеты бухгалтеру.

Себестоимость складывается из разных составляющих и может меняться со временем. Поэтому важно периодически пересчитывать ее и сверяться с плановым показателем.

Как снизить себестоимость

Себестоимость станет ниже, если уменьшить расходы или увеличить количество товаров и услуг при тех же расходах. Для этого нужно изучить и изменить внутренние факторы, которые влияют на себестоимость. Вот несколько сценариев.

Найти более дешевое сырье и расходные материалы. Поищите местных поставщиков, чтобы сэкономить на логистике. Если уже сделали так и все равно не довольны ценой, помониторьте предложения в других регионах и странах. Возможно, получится подобрать сырье и материалы по более выгодной цене даже с учетом затрат на доставку.

Еще один вариант — договориться о скидках с действующими поставщиками, например на условиях долгосрочного сотрудничества.

Обновить оборудование. Если предприятие работает много лет, проведите технологический аудит и замените устаревшее оборудование современным — более производительным и точным. Так сможете увеличить скорость работы и снизить процент брака.

Оптимизировать процессы. Посмотрите, как устроены этапы каждого процесса в компании. Нет ли звеньев, которые затягивают работу и не приносят большой пользы. Например, можно сократить количество согласований, а рутину переложить на алгоритмы: внедрить электронный документооборот и автоматизированную систему управления, использовать ботов. Компания экономит человеко‑часы и может перенаправить ресурсы на то, чтобы производить и продавать больше товаров.

Автоматизируйте наем сотрудников

Попробуйте кадровый электронный документооборот. Подходит для работы с удаленными и офисными работниками

tag-card

Передать второстепенные процессы на аутсорс. Это могут быть отдельные задачи и проекты, например проведение рекламных кампаний в интернете, или целые службы: бухгалтерия, маркетинг, доставка.

При разработке мер для снижения себестоимости важно находить баланс между экономией и результатом. Можно закупить более дешевое сырье, но оно окажется не очень качественным. Увеличится процент брака и частота поломок, спрос на продукт упадет. В итоге компания станет меньше продавать и производить, себестоимость продукции вырастет — эффект будет обратным.

Главное о себестоимости

  1. Себестоимость показывает, сколько денег компания тратит на производство и продажу товаров или услуг.
  2. Этот показатель помогает оценить рентабельность бизнеса, установить размер наценки и контролировать эффективность работы компании. Поэтому предпринимателю важно определить себестоимость перед запуском бизнеса, а потом периодически пересчитывать.
  3. Для расчета себестоимости нужно разделить расходы компании на количество выпущенного продукта. Это базовая формула, которая позволяет узнать полную себестоимость единицы товара или одной услуги. Для более сложных расчетов лучше обратиться к бухгалтеру.
  4. Если нужно снизить себестоимость, сокращайте затраты или наращивайте объемы производства при тех же расходах. Например, перейдите на более дешевые расходные материалы и сырье, автоматизируйте производство и управление, отдайте часть задач на аутсорс.

Подключите бесплатную онлайн-бухгалтерию

Занимайтесь бизнесом, пока мы занимаемся бухгалтерией

tag-card

Как вам статья?