Как наблюдаемость делает крупный бизнес более управляемым и прибыльным

Рассказываем, какие бизнес-задачи можно решать с помощью этого инструмента

lead

Николай Иванов

Руководитель по развитию бизнеса, департамент базовых технологий в Тинькофф

Наблюдаемость — это относительно новая концепция, которая основана на теории управления и теории сложных систем. В ИТ она развилась из мониторинга. При классическом мониторинге сотрудники могут узнавать только об известных сбоях. Наблюдаемость же оперирует большими данными и может выявить или предсказать даже неизвестные проблемы. Рассказываю о самых популярных бизнес-задачах, в которых она пригодится.

Быстро находит и помогает устранять причины сбоев

Предсказывает сбои до того, как они приведут к проблемам

Показывает, где и как оптимизировать бизнес-процессы

Помогает улучшать клиентский опыт

Высвобождает ресурсы на развитие бизнеса

Быстро находит и помогает устранять причины сбоев

Классический мониторинг процессов, который используют большинство компаний, работает как светофор. Когда происходит сбой, загорается красный флажок и специалистам надо разбираться, что, где и почему сломалось. Иногда это занимает несколько часов или даже дней.

Если из‑за сбоя невозможно открыть приложение или оплатить товар, то бизнес за это время может потерять много денег. По результатам исследования ITIC, 91% компаний утверждают, что один час простоя обходится им в 300 000 долларов и дороже.

Наблюдаемость — более современная и функциональная концепция. С помощью платформы наблюдаемости тоже можно узнать о проблеме, но вдобавок к этому видно, что сломалось, где, почему, как починить и что сделать, чтобы такое не повторилось. За несколько минут информацию можно передать нужным инженерам, чтобы они оперативно приняли меры, — это сводит к минимуму простои и аналогичные сбои в будущем.

Предсказывает сбои до того, как они приведут к проблемам

Платформа наблюдаемости работает с большими данными. На их основе можно построить модель искусственного интеллекта (AI), которая будет:

  • анализировать, как ведут себя системы;
  • коррелировать события в них;
  • выявлять закономерности;
  • сигнализировать, если происходит что‑то необычное, даже если все показатели в норме.

Например, даже когда инфраструктура работает нормально, AI заметит, что в последний час перестали поступать заявки от одного из партнеров, хотя обычно их в это время много, или количество платежей растет слишком медленно — не такими темпами, как всегда. Система оповестит об этом на дашбордах платформы и подскажет, какой процесс стоит проверить.

С помощью наблюдаемости проблему можно предугадать еще до того, как возник масштабный сбой, — а значит, во многих случаях бизнес не тратит время и деньги на восстановление и не теряет прибыль.

Показывает, где и как оптимизировать бизнес-процессы

Платформа наблюдаемости объединяет в целостные цепочки все, что происходит в компании. Например, при помощи дашбордов руководитель может легко отследить движение товара от заявки поставщику до продажи в розничном магазине: алгоритм покажет проблемные места, которые можно сделать быстрее, удобнее или дешевле.

При классическом мониторинге невозможно собрать процесс в единое целое и проанализировать от начала до конца, поэтому оптимизировать работу приходится практически наугад. Бывает так, что компания тратит много денег на улучшение какого‑то этапа, но такая оптимизация не оказывает влияния на суммарный результат.

Помогает улучшать клиентский опыт

Алгоритм анализирует все цепочки взаимодействий людей с бизнесом и подсвечивает места, которые можно улучшить. Например, может показать этап, на котором часть людей закрывает приложение, или вычислить, что на каких‑то моделях смартфонов сервис работает медленнее, чем на других. Оптимизация этих моментов повлияет на лояльность клиентов и возвращаемость в сервис, что в свою очередь напрямую скажется на заработке бизнеса.

Высвобождает ресурсы на развитие бизнеса

Классический мониторинг показывает только то, что где‑то произошел сбой. Несколько разрозненных команд начинают разбираться, что именно и где сломалось: каждая анализирует свои процессы и показатели. В их системах нет полной картины происходящего, из‑за чего одна команда может сваливать вину на другую, а та — на третью. Добраться до настоящей причины сбоя может быть долго и сложно.

Платформа наблюдаемости — это единый источник информации, который агрегирует данные всех систем. Это центр истины, который сближает отделы разработки, эксплуатации и бизнеса и делает их взаимодействие более эффективным. Наблюдаемость освобождает сотрудников от рутины — их силы можно направить на развитие компании, запуск новых функций и другие сложные задачи.

Повысьте эффективность бизнеса с помощью Tinkoff Sage и концепции наблюдаемости

  • За неделю развернем платформу в вашей компании
  • Научим работать с ней
  • Интегрируем с любыми системами
tag-card

Как вам статья?