Продолжение
$CRM .
Salesforce занимается разработкой корпоративного ПО (CRM-системы), предоставляемой заказчикам исключительно по модели SaaS, т.е. по подписке (последнее обстоятельства делает компанию очень устойчивой, обеспечивая стабильный приток выручки). В это ПО входит целый ряд продуктов. Так, Service Сloud это CRM для службы поддержки клиентов компании. Он помогает клиентам связаться с компанией через поддержку по электронной почте, в чате или по телефону, а затем помогает агенту по работе с клиентами найти и обработать решение проблемы клиента. Marketing cloud это платформа цифрового маркетинга, которая помогает заказчику общаться с его клиентами. Этот продукт имеет ряд функций, которые позволяют продавать товары клиентам через электронную почту, SMS, социальные сети и рекламные платформы, такие как
$FB . Marketing Cloud может беспрепятственно подключаться к Sales или Service Cloud, обеспечивая беспрепятственный обмен данными CRM. Customer 360 предоставляет единую платформу для объединения всех данных о клиентах, позволяющую создавать сегментированные списки клиентов и легко разбивать данные на части, даже если клиентские аудитории исчисляются миллионами. Ну и еще ряд продуктов, которые я не буду описывать из-за ограниченности места (желающие могут найти эту информацию в гугле по запросу ultimate quide to every salesforse product in 2021).
Хотя Salesforce с 2012 г. является мировым лидером рынка CRM-систем, он все еще имеет огромный потенциал для развития. По прогнозам аналитиков выручка может достичь к 2024 г. суммы в 35-37 млрд. долл., к 2026 г. 50 млрд., к 2030 г. – 80 млрд. Важным триггером роста может стать еще более широкое внедрение в продукты фирмы искусственного интеллекта.
Таким образом, я вижу у фирмы только два недостатка: я плохо понимаю бизнес-компании и она очень дорогая. Первый очень субъективен, а вот второй требует рассмотрения. Я покупал CRM с р/е 57. По нынешней цене я бы их брать не стал – это все же не
$NVDA , без которой трудно представить современный мир. С другой стороны, хорошей цены на эту акцию можно и не дождаться.
Что касается последнего отчета, обрушившего котировки Salesforce, то, как известно, в 3-м квартале все неплохо. Прибыль на акцию составила $1,27 против $0,92 по прогнозу - выше на 27%! Выручка также выше ожиданий. Обвал вызван снижением прогнозов по прибыли на 4-й квартал из-за роста расходов (выручка же продолжит расти и ожидается 7,2 млрд. против 6,86 в 3-м квартале). В то же время стратегических проблем у фирмы не видно. За 2022 год ожидается выручка $26,4 млрд., т.е. около 20%. Это меньше, чем предполагаемый рост на 28%. Тем не менее, это все же рост. Другое дело, что нынешний р/е 105 он не оправдывает, из-за чего аналитики ждут боковик и даже коррекцию на весь следующий год. С другой стороны, EPS за 2022 г. ожидается $4,68 (по прогнозам фирмы; аналитики ожидают $4,42). Выручка за 2023 ожидается в размере $31,8 млрд. Главная угроза - рост конкуренции на рынке облачных решений, где появляются такие сильные игроки как
$AMZN ,
$MSFT и
$GOOG . Но это уже становится нормой - все занимаются всем,
$AAPL намерена строить электромобили, Ford собрался сам разрабатывать полупроводники, мир сошел с ума🤔. Поэтому конкуренция будет нарастать во всех сферах. В то же время Salesforce, являясь мировым лидером рынка CRM-систем, имеет перед своими соперниками преимущество опыта, и я полагаю, в своей нише сохранит передовые позиции. Словом, в настоящем долгосроке перспективы Salesforce отличные, но покупать эти акции сейчас большой риск. Скажем так, когда я только пришел на биржу и начал формировать портфель, я бы их купил, но сейчас, когда я уже умудренный "бык", слегка пообломавший рога, я с большей осторожностью отношусь к покупке акций с р/е около 100. Тем не менее, поскольку я купил их раньше, буду держать дальше в соответствии со своей стратегией.