⚓️Совкомфлот: из аутсайдера в топ-1 доходности среди индексных акций за 3 года
$FLOT $RU000A105A87 $RU000A1060Q0
Совкомфлот- крупнейшая компания в РФ в области разведки морского шельфа, перевозки нефти и СПГ. На этом же и зарабатывает.
✔️По структуре капитала:
85% акций принадлежит государству, 15%- free-float
✔️По структуре выручки:
1️⃣Транспортирвка сырой нефти: 37%
2️⃣Транспортировка нефтепродуктов: 17,5%
3️⃣Транспортировка СПГ: 12%
4️⃣Шельфовые проекты: 30%
Долю СПГ руководство собирается активно повышать. В моменте с этим есть проблемы:
Корейцы, например, отказались строить газовозы для Новатэка
$NVTK при посредничестве Совкомфлота, но не сомневаюсь, что доля СПГ все равно вырастет параллельно с ростом глобального рынка СПГ
Особняком отмечу последний пункт: тут больше не про исследование месторождений, а про поставу оборудования для существующих проектов и снабжение/обслуживание морских платформ.
💰Финансы:
Выручка Совкомфлота увеличилась за последние 5 лет почти в 2 раза:
В 2018 году составила 95млрд₽, в 2023 согласно последнему отчету за 9мес2023- 150млрд₽.
Но гораздо более впечатляет динамика по прибыли:
В 2022 году она оказалась в 10 раз больше, чем в 2021 и составила 385млн$, а в 2023 году только за 9 месяцев оказалась выше 700млн$. Причем еще 5 лет назад Совкомфлот был убыточен и был весь в долгах.
🧐Откуда такие феноменальные показатели прибыли?
На получение прибыли компанией глобально влияют две вещи: курс доллара и ставка фрахта (плата за перевозку груза морским путем). И если с долларом все понятно, то ставка фрахта- вещь еще более волатильная и менее предсказуемая.
После СВО обстоятельства сложились так, что привели к колоссальному росту фрахта в несколько раз (по сравнению, например, с 2021): во-первых, темпы потребления нефти в Азии (Индия, Китай) растут гораздо быстрее, чем на Западе. При этом почти вся нефть, поступающая, например, в Индию или Японию- по большей части идет через корабли в силу географических особенностей.
Во-вторых, это, конечно же, геополитическая обстановка: сначала глобальное перестроение логистики в 2022, а потом еще и ситуация на ближнем востоке в 2023 и перекрытие хуситами красного моря, которое продолжается до сих пор.
✔️Теневой флот и обход санкций
По информации западных СМИ, РФ с начала СВО нарастила теневой флот танкеров для развоза нефти до 10% от общемировой доли (~600 кораблей). «Корабли-призраки» регистрируются в Дубае, Индии и тд. для обхода санкций, но конечная прибыль в итоге идет в руки Совкомфлоту.
Более того, на танкерах долгое время тупо отключали транспондеры, которые передают данные о геолокации. Маршруты поставок нефти нельзя было отследить.
✔️От слабейшего IPO до локомотива индекса
Забавно, что в 2020 году, когда Совкомфлот вышел на биржу, это было первое за много лет IPO государственной компании, и одно из худших за несколько лет: спрос на IPO был спекулятивным, никому не хотелось давать деньги компании, которая за счет них будет гасить свои долги. С момента минимальный цены в 38₽ за акцию Совкомфлот вырос на почти 300% до 140₽ за акцию.
🟢Несмотря на пики, компания откровенно выглядит дешевой:
До сих пор стоит ниже балансовой стоимости (P/BV=0,85) и торгуется в 3 годовых прибыли.
Debt/equity ниже 0.4, что является хорошим показателем.
Так, в 1 полугодии2023 года кол-во заказов на производство танкеров в принципе превысило в 3,5 раза показатели за 2022. При текущих показателях прибыли и дивполитики можно рассчитывать на дивиденды выше 10% годовых, что очень актуально при высокой ставке.
🔴С другой стороны, кажется опрометчивым брать акции компании, которые выросли в несколько раз за пару лет, и когда все обстоятельства сложились в ее пользу.
🙌В целом, Совкомфлот является крайне показательным в том плане, что в силу обстоятельств бизнес может перевернуться на 180 градусов, и предсказать это по сути невозможно. Ведь мало кто из нас брал СКФ за 38₽, не так ли?)
#прояви_себя_в_пульсе #хочу_в_дайджест