$VKCO $YNDX
Обмен активами: больше возможностей или больше сложностей?
Яндекс забирает Delivery Club, VK - Новости и Дзен. Сделка будет безденежной (об этом уже заявили участники). Сложно однозначно сказать, что это плюс или минус для участников. Попробуем немного рассмотреть детали.
📌 Здесь и далее - мои рассуждения об активах, к сожалению, точной информации об их финансовых параметрах я не смог найти.
Итак, если 2 компании обмениваются активами, то возникает 2 справедливых вопроса:
1️⃣ Насколько адекватно оценены компании в рамках обмена активами?
2️⃣ Выиграет ли сторона от получения того или иного актива?
В данном случае нет однозначного ответа на эти вопросы по следующим причинам:
🤷🏼♂️ Яндекс и VK не раскрывают данные по сегментам в отдельности, т.е. нельзя однозначного сказать, что Дзен зарабатывает Y рублей в год, а Delivery Club - X рублей.
🥲 Очень сложно оценить будущее развитие Дзена и Новостей внутри VK: эти сервисы были очень плотно интегрированы в структуру Яндекса и получали оттуда бОльшую часть своего трафика. У VK, безусловно, тоже есть свой траффик, но вот насколько он способен заместить траффик Яндекса - вопрос.
Однако, на мой взгляд, от обмена выиграют в краткосрочной перспективе обе стороны, а вот в долгосрочной - пока не ясно.
Обоснование:
📝 Delivery Club был убыточным активом на гране рентабельности. В своей отчетности за 2021 год VK раскрыл информацию, что Delivery Club в первый раз вышел на покрытие своих прямых расходов (но не стал прибыльным). В целом вложения в O2O были серьёзным финансовым бременем для компании (см. мой предыдущий обзор VK), так что VK освободился от этого бремени - это большой плюс! ✅
📝 Новости и Дзен, насколько я смог понять из аналитики, были самоокупаемыми проектами (т.е. новых вложений не требовали, а может быть даже приносили прибыль).
Фактически VK поменял сопоставимые по выручке активы (выручка Delivery Club в 2021 году - 16 млрд. руб.; выручка Новостей и Дзена - по расчетам «Велес Капитала», 15,7 млрд рублей за 2021 год), вот только в Delivery Club ещё надо "вкачивать" деньги, а в Новости и Дзен - уже нет. Но тут важно отметить, что на мой взгляд, команда Яндекса знает как сделать Delivery Club прибыльным (вместе с Яндекс.Едой), а вот сможет ли VK удержать прибыльность Новостей и Дзена - большой вопрос! 🙇🏻♂️
Таким образом пока кажется, что VK чуть в более выигрышной позиции (избавились от необходимости нести большие расходы + получили взамен прибыльный актив), но только если VK сможет удержать или усилить текущие параметры доходности Новостей и Дзена.
Яндекс получил пока убыточный, требующий вложений, но совершенно понятный для себя проект и тут дело в "улучшении" финансовых показателей (Яндекс на это способен).