Европлан: новое IPO на Мосбирже
Лидер среди независимых автолизинговых компаний выходит на биржу
Европлан: новое IPO на Мосбирже
Лидер среди независимых автолизинговых компаний выходит на биржу
Дисклеймер: Аналитический отчет составлен в соответствии с Методикой оценки ценных бумаг Тинькофф Банка. Обзор актуален на 22.03.24
Почему это IPO может быть интересно
Автолизинг, который включает лизинг легковых и грузовых автомобилей, занимает половину совокупного рынка лизинга и вносит основной вклад в рост рынка. За 2016–2023 годы объемы рынка автолизинга росли в среднем на 32% в год, по данным Эксперт РА. По прогнозам Эксперт РА, к 2027 году объемы нового бизнеса автолизинга могут достичь отметки 3,1 трлн рублей, то есть расти в среднем на 15% ежегодно в 2023–2027 годах.
Рост цен на легковые авто в условиях ограниченной покупательной способности доходов населения делает более привлекательным использование финансовых инструментов, в том числе лизинга, при покупке автомобиля.
Уровень проникновения лизинга в продажи легковых авто остается довольно низким по сравнению с европейскими странами — 16% против 39%, по данным за 2022 год. То есть из 100 легковых автомобилей только 16 приобретаются в лизинг в России, тогда как в Европе это значение более чем в два раза выше. Это создает дополнительный потенциал развития лизинга в России.
Развитие концепции
Средний возраст парка легкового коммерческого транспорта в стране превышает 16 лет. На фоне роста цен на авто средний срок владения будет и далее увеличиваться, что сформирует отложенный спрос на обновление парка (часть которого будет обеспечена за счет лизинга). Для сегмента грузовых авто характерны циклы обновления автопарка каждые
Европлан — крупнейшая независимая лизинговая компания в России и входит в топ-3 игроков всего рынка автолизинга. По итогам 2023 года доля Европлана по объему нового бизнеса составляет 9,3%, а по объему портфеля — 10,4%.
После ухода иностранных лизингодателей возросла консолидация рынка. По итогам 2023 года на топ-10 игроков приходится более 80% рынка автолизинга.
Последние пять лет компания демонстрирует высокие среднегодовые темпы роста лизингового портфеля — на 27% в год. Это значительно выше темпов роста рынка.
Среди конкурентных преимуществ Европлана можно отметить самый гибкий и быстрый лизинговый продукт, самый широкий выбор автоуслуг (более 30, тогда как у ближайшего конкурента их всего 12), самую высокую клиентоориентированность, которая подтверждена высокой лояльностью клиентской базы (NPS на уровне 83%), и фокус менеджмента исключительно на сегменте автолизинга для малого и среднего бизнеса (в отличие от госкомпаний, которые занимаются всеми сегментами рынка).
Помимо финансового и операционного лизинга, Европлан предлагает своим клиентам дополнительные сервисные услуги (более 30 услуг). По итогам 2023 года доля непроцентных доходов в операционных доходах компании составила 42%. В дальнейшем, к 2028 году, ожидается ее рост до 48%.
Основной клиент Европлана — малый и средний бизнес (более 90% лизингового портфеля). Клиентская база высоко диверсифицирована по регионам и предметам лизинга. В портфеле клиентов представлены все виды частного бизнеса и отраслей экономики.
Европлан обладает многоканальной системой продаж. Так, 70% продаж реализуется через федеральную сеть, которая состоит из 85 офисов по всей России и охватывает 99% целевого рынка автолизинга. Еще 30% клиентов приходит через сеть дилерских центров (их насчитывается более четырех тысяч),
Компания выстроила эффективное управление рисками на основе собственной модели скоринга, а также автоматизацию
Безупречная кредитная история позволяет компании привлекать банковское финансирование и выпускать облигации на выгодных условиях.
Европлан исторически демонстрирует высокие темпы роста дохода наряду с низкими уровнями кредитного риска и операционных затрат. Отношение операционных расходов к доходам планомерно снижалось и в 2023 году достигло 30,6%.
С момента основания Европлан остается прибыльной компанией. Компания также исторически демонстрирует высокую рентабельность капитала (38—40% за последние пять лет).
Компания использует эффективный подход к минимизации рисков. Европлан прибыльно прошел все последние кризисы на рынке.
Компания обладает одним из лучших показателей среднего уровня рентабельности капитала и среднего темпа роста активов за 2019–2023 годы в сравнении с классическими банковскими институтами.
Европлан демонстрирует минимальные уровни кредитного риска в финансовой отрасли.
История компании насчитывает более 20 лет ведения отчетности по международным стандартам.
Европлан использует лучшие практики корпоративного управления. Совет директоров компании состоит из девяти директоров, четыре из которых являются независимыми.
Средний стаж работы менеджмента — более 13 лет. Менеджмент обладает глубоким пониманием специфики и тенденций лизингового рынка России.
Коротко о компании
История компании Европлан (до мая 2004 года носила название DeltaLeasing) началась в 1999 году, и тогда это была региональная лизинговая фирма. Основой бизнеса стал лизинг легкового, грузового, коммерческого автотранспорта, а также спецтехники. Прибыльная с первых лет существования, компания сделала ставку на развитие лизинга для малого и среднего бизнеса (МСБ).
Европлан занимает первое место в лизинге автотранспорта в России.
Принимая во внимание потребности покупателей автомобилей, Европлан запускает страховое направление, а также первые автоуслуги: регистрацию, топливную программу, программу автопомощи.
Европлан стал первой российской лизинговой компанией, которая осуществила IPO на Мосбирже. После этого на базе Европлана основали холдинг СФИ, в который вошли и другие активы. В 2017 году Европлан выделили из холдинга в отдельную компанию вместе с лизинговым бизнесом.
Также с 2015 года Европлан в дополнение к лизинговой деятельности берет курс на развитие в качестве полноценной сервисной компании, запуская все новые автоуслуги и расширяя географию их действия.
В портфель Европлана входит более 30 автоуслуг.
Миссия компании — помогать российскому бизнесу приобретать транспорт и технику с максимальными скидками, выгодно оплачивать ее в рассрочку, снижать стоимость обслуживания и владения, а после замещать на новую.
Европлан выбрал дистанционную модель обслуживания клиентов, изучив их потребности и сделав вывод о том, что для них в услугах важны скорость предоставления, удобство использования и мобильность.
Самая крупная независимая (то есть не является частью банковских
Более 4 тысяч поставщиков авто.
85 офисов по всей России с 2,7 тысячи сотрудников.
Более 598 тысяч лизинговых сделок за все время существования.
146 тысяч клиентов (на конец 2023 года).
Рынок автолизинга в России
Прежде чем рассматривать рынок автолизинга, необходимо дать определение ряду терминов.
По итогам 2023 года новый бизнес на российском рынке лизинга достиг рекордного объема в 3,6 трлн рублей (+81% к 2022 году и +57% к
Последние пять лет (2018–2023 годы) доля розничных сегментов растет и уже увеличилась до 78% от объема нового бизнеса (с 56% в
Сегмент автолизинга вносит основной вклад в рост лизингового рынка. Так, за 2016–2023 годы объемы нового бизнеса автолизинга выросли почти в пять раз, до 1,8 трлн рублей. Таким образом, за последние семь лет рынок рос в среднем на 31% в год. По прогнозам Эксперт РА, к 2027 году объемы нового бизнеса автолизинга могут достичь отметки 3,1 трлн рублей, то есть расти в среднем на 15% ежегодно в 2023–2027 годах.
Что касается совокупного портфеля сделок на рынке автолизинга, то по итогам 2023 года он вырос на 66%, до 3,1 трлн рублей.
Высокий уровень износа
Средний возраст легкового автомобиля на начало
Дефицит автомобилей
Он происходит на фоне нехватки чипов и комплектующих (с 2020 года), ухода европейских брендов и изменений логистических цепочек и санкционных ограничений (с 2022 года).
Рост цен на автомобили
За 2017–2022 годы средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 78%, а грузового автомобиля — на 85%, по данным Эксперт РА.
Замещение европейских брендов, которые ушли из России, азиатскими
По данным Эксперт РА, за девять месяцев 2022 года средняя доля европейских брендов в структуре российского автолизинга снизилась с 25% до 16%, при этом доля азиатских брендов (преимущественно китайских) увеличилась с 25% до 32%.
Государственные меры поддержки отрасли
На фоне спада активности на рынке автолизинга Минпромторг РФ запустил программу субсидирования лизинга автомобилей, которая предполагает скидки до 10—25% от стоимости техники, произведенной на территории России.
Переломным моментом для рынка стал 2022 год, когда многие иностранные автомобильные бренды ушли с российского рынка, в результате чего были нарушены логистические цепочки и произошел резкий рост цен, приведший к дефициту предложения и снижению объема рынка автолизинга. Однако в 2023 году ситуация на рынке автолизинга стабилизировалась за счет адаптации участников рынка к новым рыночным условиям и роста востребованности лизинга на фоне волатильности экономики.
В условиях трансформации наблюдается повышение консолидации рынка: на топ-10 компаний приходится более 80% объема российского автолизинга и портфеля. Участники рынка ожидают, что в среднесрочной перспективе консолидация отрасли продолжится за счет усиления конкуренции между игроками.
За 2017–2022 годы этот сегмент рос в среднем на 16% в год. В
К 2027 году этот сегмент может расти в среднем на 24% в год и достичь 1,3 трлн рублей.
Доля проникновения лизинга в продажах новых легковых авто продолжает расти независимо от их динамики. Если в 2019 году она составляла 9%, то по итогам
При этом стоит отметить, что доля лизинга в продажах новых легковых авто в России пока ниже, чем в ряде европейских стран. Более высокий уровень проникновения лизинга в европейских странах определяется большей зрелостью финансовых рынков и инструментов. Лизинговые продукты широко интегрированы в продуктовую линейку банков, что в совокупности с государственной поддержкой лизинга определяет его популярность среди потребителей. Однако за счет динамичного развития в среднесрочной перспективе в России ожидается дальнейший рост доли лизинга в продажах новых легковых авто.
Крупнейшими игроками сегмента лизинга легковых автомобилей являются как компании, специализирующиеся только на автолизинге, так и универсальные компании. Уровень концентрации сегмента, по сравнению с подавляющим большинством других крупных секторов рынка лизинга, остается умеренно высоким: около 68% сегмента лизинга легковых авто приходится на топ-5 игроков, по данным на конец
Чего ждать в 2024 году?
Объемы лизинга легковых автомобилей могут показать высокий рост в 2024 году — примерно на 33% относительно
Активно продолжается экспансия китайских брендов автомобилей. Они открывают свои производства на территории России на базе заводов западных компаний, которые ушли с российского рынка, и расширяют сети дилерских центров.
По итогам
Согласно базовому прогнозу Эксперт РА, за 2024–2027 годы темпы роста нового бизнеса в сегменте лизинга легковых авто снизятся в среднем до 20—30% в год. При этом уровень проникновения лизинга в продажах легковых авто может вырасти — в частности, за счет таксопарков, каршеринга и курьерских служб.
Сегмент лизинга грузовых автомобилей является крупнейшим на рынке лизинга в России с 2019 года. За 2017–2022 годы этот сегмент рос в среднем на 21% в год. В 2022 году сегмент лизинга грузовых авто, в отличие от многих других сегментов рынка, продолжил расти, хотя и более медленными темпами (+11% г/г). По итогам 2023 года этот сегмент показал более чем двукратный рост (+106% г/г), поскольку крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывали дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики служили стимулом для наращивания грузоперевозок и спроса на соответствующую технику.
А к 2027 году объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых авто может расти в среднем на 11% в год и достичь отметки 1,8 трлн рублей.
Уровень проникновения лизинга в продажи новых грузовых автомобилей исторически находится на очень высоких уровнях — более 60% (в 2019 году достигал 81%). По итогам 2023 года этот показатель ожидается на уровне 85%, а к
Значительная разница доли лизинга в продажах новых грузовых и легковых автомобилей связана с тем, что легковые авто приобретают преимущественно физические лица, которые в вопросе финансирования сделки отдают предпочтение кредитованию.
Крупнейшими игроками сегмента лизинга грузовых авто, как и сегмента лизинга легковых авто, являются специализированные автолизинговые и универсальные компании. Уровень концентрации сегмента лизинга грузовых авто значительно увеличился за последние полтора года. Так, по итогам
Чего ждать в 2024 году?
Грузовой транспорт активно используют в строительных проектах и при транспортировке продукции в условиях расширения географии поставок. При этом в 2024 году рост объемов лизинга грузовых авто может быть более сдержанным и составить порядка 15% к
При этом за период 2024–2027 годов темпы роста, согласно прогнозам Эксперт РА, будут скромнее и составят не более 10—20%.
Что лежит в основе
На текущий момент в России существует два основных способа приобрести автомобиль, помимо его непосредственной покупки за денежные средства. Это автокредит и автолизинг. Европлан предлагает клиентам второй вариант — автолизинг, а именно финансовую аренду транспортного средства. Оба способа объединяет необходимость внесения первоначального взноса и осуществления ежемесячных выплат.
Основные параметры, по которым кредитные предложения отличаются от лизинговых
Право собственности. Кредитный автомобиль оформлен на владельца, а лизинговый находится в собственности лизинговой компании. При этом в обоих случаях полностью распоряжаться транспортом нельзя.
Сопутствующие расходы. Страхование, техническое обслуживание, шиномонтаж, топливо — все оплачивает покупатель при оформлении автокредита. Если оформить лизинг, эти расходы можно включить в ежемесячные платежи и получить дополнительные услуги со скидкой.
График платежей. Для кредитных договоров стандартная практика — ежемесячные платежи. Лизингополучатель может согласовать индивидуальный график (например, с учетом сезонности бизнеса). При лизинге деньги из оборота клиента не изымаются, он может взять паузу на выплаты до начала получения прибыли, платить по сезону, только когда машина работает, и воспользоваться скидками по программам господдержки разных категорий бизнеса.
Вероятность одобрения. Получить кредит в банке сложнее. Нужно подтверждать платежеспособность компании и ждать, пока специалисты проверят кредитную историю. Договор лизинга можно заключить за более короткий срок и с меньшим количеством документов.
Выбор транспортных средств. Автокредит подходит для покупки нового автомобиля из салона. В лизинг можно купить новый автомобиль или с пробегом. Лизинговые компании продают транспорт и из собственного автопарка — это гарантирует его юридическую чистоту и отличное техническое состояние. Также часто лизинг используют для покупки спецтехники, грузового и коммерческого транспорта. Это дорогое оборудование, и получить кредит на такую сумму сложно, особенно для начинающих бизнесменов и небольших организаций.
Оптимизация налогов. Юридическим лицам и ИП, которые работают на общей системе налогообложения, оформлять лизинг выгоднее: можно экономить за счет возврата НДС со всей суммы лизингового платежа (в отличие от кредита, в котором в возмещение НДС включается только сумма покупки и не включается процент по банковскому кредиту), а также за счет уменьшения налога на прибыль.
Скидки и субсидии. Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика автомобиля. Покупая большое количество машин ежегодно, лизингодатели выступают в роли оптового клиента и получают дисконт за лояльность и объем сделок. Инвестирующие в лизинг клиенты получают эту скидку без ограничений. К ней прибавляется еще и субсидия аванса. Таким образом, лизинговая программа позволяет снизить выплаты по лизингу. То есть благодаря лизингу клиент может позволить себе купить машину дороже той, на которую рассчитывал первоначально. Также стоит напомнить, что для автолизинга предусмотрены субсидии Минпромторга — скидки до 10—25% от стоимости техники, произведенной на территории РФ. Господдержка лизинговых программ реализуется на федеральном и региональном уровне и помогает снизить процентную ставку и переплату. Европлан участвует в программах субсидирования различных типов транспорта.
Европлан подчеркивает, что лизинг предлагает наивысшую экономию (до 40%) для покупателей транспортных средств в сравнении с другими вариантами финансирования с обеспечением. Такая экономия рассчитывается исходя из того, что:
На контрасте с финансовым лизингом операционный лизинг не передает лизингополучателю ни рисков, ни преимуществ владения активом. Такой лизинг заключается на меньший срок, чем предельный срок работоспособности имущества.
Клиент получает возможность пользоваться предметом лизинга на протяжении согласованного срока, оплачивая арендные (лизинговые) платежи в установленные сроки и в установленном размере. Не вся стоимость актива выплачивается за срок аренды (лизинга) в сравнении с финансовым лизингом.
Операционный лизинг выбирают в том случае, когда:
При этом финансовый лизинг остается самым доступным и надежным с юридической точки зрения способом приобретения производственных активов при нехватке собственных средств компании, когда необходимый срок эксплуатации актива приближается к возможному сроку его полезного использования.
Клиент выбирает автомобиль.
Заключает договор
Вносит авансовый платеж, а также регулярные ежемесячные платежи (которые покрывают стоимость фондирования и амортизацию) на протяжении всего срока лизинга (около трех лет).
Европлан оказывает клиентам дополнительные услуги, получая комиссионный доход.
Европлан сохраняет право собственности на автомобиль на протяжении всего срока лизинга.
По окончании договора лизинга клиент может получить автомобиль после оплаты выкупного платежа (обычно около 2% от стоимости автомобиля). Либо
клиент возвращает автомобиль в Европлан, который продает его от имени клиента.
Важно отметить, что на протяжении срока лизинга стоимость автомобиля выше, чем остаток чистой инвестиции в автомобиль по договору лизинга. Чистые инвестиции в лизинг крайне быстро окупаются в течение срока лизинга в соответствии с графиком погашения. А рыночная стоимость автомобиля в обычных условиях снижается со временем (причем не так быстро, как снижается остаток инвестиции в лизинг), а в последние годы на фоне дефицита транспортных средств цена со временем показывает рост.
Европлан предлагает полный спектр услуг для максимизации клиентского опыта. Среднее количество услуг на один договор лизинга составляет около шести. При этом совокупно Европлан предлагает клиентам более 30 видов услуг. Средняя стоимость предмета лизинга в портфеле — 4,16 млн рублей, а среднее количество предметов лизинга на одного клиента в портфеле — 2,7.
Лизинг легкового и коммерческого (грузового) автотранспорта занимает более 85% всего портфеля Европлана. Но помимо авторынка, компания также занимается лизингом самоходной техники и прочих предметов лизинга, таких как:
Европлан также демонстрирует низкую концентрацию лизингового портфеля на лизингополучателях. В портфеле представлены все виды частного бизнеса и отраслей экономики с одной общей характеристикой: они платят своевременно в соответствии с графиком лизинговых платежей и в стабильные, и в кризисные периоды.
Портфель компании диверсифицирован и по регионам.
За последние пять лет клиентская база Европлана возросла в полтора раза и на конец 2023 года насчитывала почти 146 тысяч клиентов.
В прошлом году компания приобрела свыше 46 тысяч единиц техники более чем у четырех тысяч поставщиков, разместив примерно 144 млрд рублей чистых инвестиций в лизинг. При этом около девяти тысяч единиц техники примерно на 25 млрд рублей чистых инвестиций было приобретено через 2,4 тысячи партнеров.
После ухода европейских брендов Европлан стал более активно приобретать для клиентов китайские и белорусские автомобили и технику. В портфеле легковых автомобилей ведущим поставщиком является Mercedes (с долей 2,5% от совокупного портфеля лизинга), а вот среди коммерческих и грузовых транспортных средств — KAMAZ (с долей 8,2%). Лидером в сегменте спецтехники является китайский бренд XCMG (0,9%).
Всего в портфеле компании более 1 000 марок техники. Лишь за последний год компания приобрела более 55 тысяч предметов лизинга. Средний возраст техники в портфеле составляет 1,9 года.
Клиентами Европлана в основном выступают представители сегмента малого и среднего бизнеса (более 90% лизингового портфеля) со средним чеком 4 млн рублей.
К малому бизнесу
Европлан относит компании с годовой выручкой менее 800 млн рублей
К среднему бизнесу
С годовой выручкой 0,8—2 млрд рублей.
К крупному бизнесу
С годовой выручкой более 2 млрд рублей.
Доля физических лиц в портфеле клиентов Европлана незначительна — несколько десятков клиентов ежегодно.
Высокая диверсификация лизингового портфеля.
Возможность получать более доходные сделки лизинга.
Более высокая потребность в автомобильных услугах.
Федеральная сеть продаж
Включает 85 офисов по всей России и охватывает 99% целевого рынка автолизинга. На нее приходится 70% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.
Более 4 000 дилерских центров
По всей России, через которые заключено более 8 500 лизинговых контрактов в 2023 году. На них приходится 14% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.
Который ежемесячно посещает более 1 млн уникальных пользователей. На него приходится 10% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.
С более 38 тысячами обращений в месяц. На него приходится 6% от объемов лизинга легковых и грузовых автомобилей.
Европлан автоматизирует все
Система эффективного маркетинга и широкий охват аудитории позволяют показывать высокий уровень доли повторных клиентов (72% в 2023 году). Индекс потребительской лояльности (NPS) в 2023 году составил 83%. При этом 86% клиентов готовы рекомендовать Европлан.
Стоит также отметить эффективное управление рисками в Европлане. Компания использует автоматизированную проверку контрагентов. Около 88% продаж проходит оперативное одобрение. Этот способ распространяется на наиболее ликвидные транспортные средства, лизинг на небольшую сумму для МСБ и нацелен на быстрое принятие решения.
Процедура корпоративного финансирования покрывает 12% продаж компании. Здесь фигурируют более крупные суммы лизинга (для финансовой аренды автопарка). Покупателями таких услуг выступают в основном корпоративные клиенты, которые проходят тщательный кредитный анализ и верификацию. Количество этапов принятия решения зависит от суммы инвестиций в лизинг.
Что с финансами компании
Совокупный объем портфеля Европлана с 2019 по 2023 год рос в среднем на 37,3% в год. Для сравнения: совокупный портфель российских лизинговых компаний за тот же период показывал рост в среднем только на 19,3% в год.
Более 80% портфеля Европлана занимает лизинг легкового и грузового транспорта.
Объем нового бизнеса у Европлана с 2019 по 2023 год рос в среднем на 23,9% в год (такой рост сопоставим с уровнем роста всего рынка лизинга). В этом году мы ожидаем, что компания может показать рост объемов нового бизнеса более чем на 20%, а на среднесрочном горизонте — поддерживать рост на уровне 15% в год.
Лизинговый портфель (представленный чистой инвестицией в лизинг, ЧИЛ) компании исторически демонстрирует рост в среднем на 27,2% в год (а за последние пять лет — на 32,3% в год). В 2024 году компания прогнозирует рост баланса лизингового портфеля на 35%. Это зависит как от темпов роста нового бизнеса, так и от профиля погашения текущего лизингового портфеля компании. В дальнейшем (2025–2028 годы) компания может показать увеличение лизингового портфеля в среднем более чем на 15% в год.
Доходность лизингового портфеля зависит от процентной и непроцентной маржи. Спред между доходностью портфеля и стоимостью фондирования зависит от:
Всего существует более 300 различных комбинаций этих параметров. На финальном этапе оценки договоров таргетируется значение рентабельности капитала (ROE).
По итогам 2023 года чистая процентная маржа составила 8,5%. В этом году менеджмент компании ожидает ее на уровне около 8%, а в дальнейшем, на среднесрочном горизонте, она может снизиться примерно до 7% на фоне перехода Банка России к смягчению
Как мы уже писали выше, портфель услуг Европлана диверсифицирован и включает в себя:
Финансовый и операционный лизинг
Основной доход Европлану приносит именно финансовый лизинг — почти 60% операционных доходов.
Страхование
Агентские комиссии
Прочие услуги
Обслуживание авто, помощь на дороге, топливные услуги, ремаркетинг, продажа авто и др.
Стоит отметить, что среди независимых лизинговых компаний у Европлана самая высокая доля непроцентных доходов в совокупном объеме операционных доходов — 42%. Для сравнения: у ближайших конкурентов,
Высокая доля непроцентных доходов у Европлана делает бизнес компании менее чувствительным к изменениям процентных ставок в экономике России. При этом компания оценивает чувствительность клиентов к изменению ставки как незначительную. Негативный эффект от повышения ключевой ставки наблюдается только в краткосрочной перспективе — основные клиенты Европлана, малый и средний бизнес, буквально за три месяца адаптируются к высоким ставкам. Если же ставки находятся на повышенных уровнях в течение долгого времени, то МСБ перекладывает возросшие расходы на конечного потребителя.
Отметим, что плавающие ставки от кредиторов (в их числе более 30 крупнейших ведущих российских и международных финансовых институтов в кредитной истории) Европлан трансформирует в фиксированные с помощью хеджирования. При хеджировании плавающих процентных ставок в рамках классического процентного СВОПа стоимость фондирования неизменна на всем сроке кредитной сделки при любой волатильности рынка. Иные стратегии хеджирования (например, опционы) компания не использует.
Опираясь на текущий рынок процентных СВОПов, снижение процентных ставок, ожидаемое в 2024–2025 годах, может положительно повлиять на показатели бизнеса Европлана. Договоры финансового лизинга заключаются по фиксированным ставкам, и у компании появляется возможность реинвестировать собственный капитал с более высокой рентабельностью.
Автоматизация
Также стоит отметить, что компания исторически демонстрирует рост чистой прибыли. За последние пять лет рост в среднем составлял 35% в год.
Более 90% активов компании представлено высокодоходным лизинговым портфелем (чистыми инвестициями в лизинг) и ликвидными активами (депозиты в банках и денежные средства). С конца 2014 года на фоне негативных тенденций в российской экономике компания накапливала ликвидность и повышала уровень достаточности собственного капитала, сохраняя при этом высокий уровень рентабельности активов.
Последние пять лет (2019–2023 гг.) Европлан занимает лидирующие позиции по средней исторической рентабельности капитала и среднему ежегодному росту портфеля активов по сравнению с классическими банковскими институтами.
Европлан также обладает минимальным уровнем кредитного риска в финансовой отрасли.
По нашим оценкам, стоимость риска (Cost of Risk, COR) по итогам 2024 года будет на уровне около 0,8%, а в 2025–2028 годах — в диапазоне 0,5—0,7%. Мы не ожидаем, что рост COR будет выше исторических значений (2017–2023 гг.).
В целом колебания COR в диапазоне 0—1% являются погрешностью и крайне низкими показателями риска в сравнении с другими финансовыми институтами (например, банками). Это связано с ликвидными залогами, диверсифицированным портфелем и эффективным
Будет ли платить дивиденды
Лучшие практики управления капиталом позволяют Европлану обеспечить уверенный рост бизнеса и осуществлять выплаты дивидендов.
Компания обладает высокой достаточностью капитала первого уровня по Базелю 3, которая уверенно превышает минимально допустимый уровень. Это говорит о том, что даже при высоком темпе роста активов (снижает достаточность капитала) и высокой рентабельности капитала ROE (повышает достаточность капитала) есть большой запас для потенциальной выплаты дивидендов.
Размер дивидендов по итогам 2023 года будет определен по результатам рассмотрения годового отчета. Согласно дивидендной политике Европлана, компания будет стремиться выплачивать дивиденды не реже одного раза в год, что предоставляет компании гибкость в принятии решений касательно ежеквартальных дивидендов.
Какая рыночная оценка Европлана может быть справедливой
Для определения диапазона оценки стоимости акционерного капитала мы использовали метод дисконтирования ожидаемых дивидендных потоков (DDM) и метод сравнения мультипликаторов публичных игроков в банковском секторе и других игроков, связанных с рынком авто и недавно разместивших свои акции на Мосбирже.
Для оценки будущих денежных потоков, генерируемых бизнесом Европлана, на основе которой мы прогнозируем финансовые показатели, исходим из следующих предпосылок.
За 2023–2027 годы совокупный объем нового бизнеса Европлана будет расти в среднем примерно на 20% в год. Драйвером такого сценария станет рост всего рынка автолизинга (по прогнозам Эксперт РА, около +15% в год) при сохранении текущей рыночной доли компании на рынке автолизинга по объему нового бизнеса (около 9—10%).
По итогам 2024 года текущий портфель компании может показать рост примерно на 35%
За 2023–2027 годы чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ), которые зависят от роста портфеля и динамики погашений, по нашим оценкам, в среднем будут расти на 23% в год.
В долгосрочной перспективе рентабельность капитала (ROE) ожидается на уровне около 40%.
На прогнозном горизонте дивидендные выплаты составят 50% от чистой прибыли компании с возможностью их увеличения в перспективе до исторических значений (57—58%) и выше.
Стоимость акционерного капитала (Cost of Equity) для Европлана оценивается нами на уровне около 21%.
Для оценки Европлана мы используем один из классических для банковской отрасли мультипликаторов — форвардный
В качестве
Что в итоге
На графике ниже приведен диапазон справедливой оценки стоимости акционерного капитала Европлана, который мы получили на основе двух методов оценки.
Нижней границей является медиана диапазона по сравнительному подходу через форвардный мультипликатор
Риски
Геополитические риски. Ухудшение геополитической обстановки и усиление санкционного давления могут привести к проблемам в логистике или в работе дилеров, что вынудит предприятия отложить обновление автопарков.
Санкционный риск. Риски введения санкций против компаний.
Усиление конкуренции. Рост конкуренции и консолидации рынка в сравнении с игроками, являющимися частью крупных финансовых групп.
Макроэкономическая конъюнктура. Ужесточение
Рост цен на автомобили и стоимости его владения. Увеличение цены нового автомобиля, а также удорожание стоимости запчастей для его обслуживания будут сильно сдерживать продажи автомобилей на фоне падения доходов населения.