Страхование
ОСАГО
11 сентября 2023

Выплаты по ОСАГО после аварии: сроки и условия

Разобрали, сколько времени займет компенсация ущерба и куда обращаться потерпевшим

lead

Какие есть условия выплат по ОСАГО при ДТП

Ущерб по ОСАГО страховая возмещает деньгами или оплачивает ремонт в партнерском сервисе.

Если пострадали люди. Компенсацию выплачивают только деньгами — переводят потерпевшему или его наследникам. Страховка может покрыть ущерб здоровью или утраченный доход, если после аварии из‑за травм человек не мог работать.

Если повреждено другое имущество, кроме легковых машин, например виновник аварии сломал забор или наехал на велосипед. Компенсацию владельцу имущества выплачивают только деньгами.

Если пострадали легковые автомобили. Страховая направляет машину на ремонт на станцию техобслуживания, с которой сотрудничает, или переводит деньги потерпевшему, чтобы он сам починил авто.

Заменить ремонт на выплату деньгами она может с согласия потерпевшего. Например, если ему удобнее починить машину в другом сервисе или отложить ремонт.

При ущербе легковому автомобилю, который принадлежит физическому лицу, есть еще несколько обязательных правил для выбора формы компенсации.

Посмотреть правила

Максимальные суммы выплат

Лимиты выплат по автогражданке устанавливает закон об ОСАГО. Они едины для всех страховых. Если ущерб оказался больше лимита, взыскать разницу пострадавший может с виновника аварии.

По общему правилу лимиты выплат на каждого пострадавшего такие:

  • до 500 000 ₽, если пострадали люди;
  • до 400 000 ₽, если пострадали автомобили или другое имущество.

По европротоколу максимальные суммы выплат будут такими:

  • до 400 000 ₽, если участники оформили ДТП с фотофиксацией через приложение «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО» либо составили бумажный европротокол и сделали фотофиксацию в приложении «ДТП. Европротокол»;
  • до 100 000 ₽, если участники аварии указали в европротоколе, что у них есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, и сделали фотофиксацию в приложениях «Госуслуги Авто», «Помощник ОСАГО», а если заполняли европротокол на бумаге — в приложении «ДТП. Европротокол»;
  • до 100 000 ₽, если разногласий не было, а участники аварии заполнили бумажный европротокол или оформили ДТП без фотофиксации в приложении «Госуслуги Авто» или «Помощник ОСАГО». Подробнее о европротоколе рассказали в Тинькофф Помощи.
Условия для европротокола

Если виноваты оба водителя, ущерб рассчитывают пропорционально степени вины. Ее устанавливает суд, а если судебного разбирательства не было, считается, что оба водителя виноваты одинаково. Например, если сумма ущерба — 400 000 ₽, а в ДТП виновны оба водителя, выплата каждому составит 50% от размера ущерба — 200 000 ₽. Если в такой аварии пострадали люди, каждый потерпевший получит до 250 000 ₽, даже если ущерб больше.

Те же лимиты действуют, если виновник аварии не определен.

Точный размер выплаты страховые рассчитывают так:

  • если причинен вред здоровью или присвоена инвалидность, считают по нормативам из постановления правительства. Например, если в аварии потерпевший сломал плечо, ему выплатят 15% от лимита страховой суммы — 75 000 ₽;
  • если пострадали автомобили, считают по единой методике Банка России. Например, по ней определяют стоимость расходников, запчастей и часов работы сотрудников станций техобслуживания. Актуальные цены можно проверить на сайте Российского союза автостраховщиков;
  • если пострадало другое имущество, проводят экспертизу, чтобы определить размер ущерба, или оценивают его по документам о расходах. Например, если машина виновника аварии задела велосипед, его владелец может получить компенсацию по чеку из ремонтной мастерской.

Порядок возмещения по ОСАГО

В большинстве случаев потерпевший обращается за компенсацией по ОСАГО в свою страховую. Это можно сделать, когда есть все условия для процедуры прямого возмещения убытков:

  • потерпевший не виноват в аварии;
  • пострадали только машины;
  • у всех участников ДТП оформлено ОСАГО.

Поэтому при покупке полиса стоит обращать внимание не только на его цену, но и на страховую: как быстро она урегулирует страховые случаи, насколько просто подать заявление на выплату, на какую поддержку можно рассчитывать после аварии.

Оформите ОСАГО в Тинькофф

  • Без осмотра авто и похода в офис
  • Кэшбэк до 10% с Tinkoff Pro или Tinkoff Premium
  • Скидки (КБМ) за безаварийную езду
tag-card

Если условий для прямого возмещения убытков нет, потерпевшие обращаются в страховую виновника. Это могут сделать:

  • водители и пассажиры столкнувшихся машин, другие пострадавшие участники дорожного движения, например пешеходы или велосипедисты;
  • владельцы другого пострадавшего имущества.

Если в аварии пострадала машина, процедура обращения по ОСАГО такая:

  1. Пострадавший подает заявление в страховую: в свою, если есть условия для прямого возмещения убытков, в страховую виновника, если их нет. Порядок обращения и контакты иногда указывают сразу на полисе ОСАГО.

    Например, по ОСАГО в Тинькофф можно сообщить о страховом случае, загрузить фотографии документов и поврежденной машины через приложение. Часто этого достаточно, чтобы мы приняли решение по страховому случаю, — не придется долго ждать и везти машину на осмотр.

    Если клиента устроит результат оценки, переведем выплату на карту или направим на ремонт за один день — сразу, как передадите оригиналы документов.

    Если условий для прямого возмещения убытков нет и вы пострадали в аварии, в которой виноват владелец полиса ОСАГО в Тинькофф Страховании, позвоните в поддержку по номеру 8 800 700‑55‑00 или напишите в чат в приложении Тинькофф. Оператор расскажет, как заполнить заявление на выплату и какие документы к нему приложить.

  2. Страховая организует осмотр и экспертизу авто, при необходимости запрашивает дополнительные документы. Осмотр могут провести по фотографиям, на станции техобслуживания или на месте стоянки, если автомобиль не на ходу. Если при осмотре возникнут разногласия, например окажется, что повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП, страховая за свой счет организует независимую экспертизу.
  3. Страховая принимает решение: выдает направление на ремонт, перечисляет деньги или направляет мотивированный отказ, например если у виновника ДТП не было ОСАГО.

На ремонт направляют по умолчанию. Страховая может предложить одну из станций сервисного обслуживания, с которой сотрудничает. Персональный менеджер урегулирует любые разногласия во время ремонта, например если сотрудники сервиса согласовали одну сумму, а в процессе выяснили, что ремонт обойдется дороже, и потребовали разницу у клиента.

Денежную выплату перечисляют на банковский счет или почтовым переводом.

Если в ДТП причинили вред людям, порядок возмещения будет таким же. Нужно подать заявление в страховую — она изучит информацию по страховому случаю и примет решение. Размер выплаты и обстоятельства аварии страховая определит по документам от ГИБДД и медицинским справкам либо заключениям медицинской экспертизы.

Но если у виновника аварии не было ОСАГО или он скрылся с места ДТП, вместо страховой нужно обращаться за компенсацией вреда жизни и здоровью в Российский союз автостраховщиков. Он выплачивает компенсацию по общим правилам — до 500 000 ₽.

Документы для получения выплат

По закону страховая может запросить у пострадавшего паспорт и документы по ДТП — оригинал европротокола, если его оформили на бумажном бланке, или документы, которые выдали сотрудники ГИБДД.

Остальные документы указаны в положении Банка России. Их точный список для каждой ситуации зависит от того, кому причинили вред и какое возмещение хочет получить потерпевший.

Например, при вреде здоровью нужно представить медицинские документы — справку из скорой или выписку из больницы. А если пострадавший хочет возместить утраченный заработок — документ о среднем месячном доходе: зарплате, стипендии или пенсии.

Сроки возмещения по ОСАГО

У страховой есть 20 дней после получения заявления и полного комплекта документов от потерпевшего, чтобы принять решение по страховому случаю. При этом страховая обязана запросить все документы сразу — нельзя постоянно требовать новые справки и затягивать срок.

Сроки едины для всех ситуаций — если в результате аварии причинили вред имуществу, людям или транспортным средствам. Неважно и то, и как было оформлено ДТП: срок выплаты по европротоколу такой же, как если бы на место аварии вызывали ГИБДД.

Почему срок выплаты может увеличиться. Есть несколько ситуаций, которые влияют на сроки:

  • Если подали заявление лично в офисе страховой, у нее есть один день, чтобы рассмотреть документы и сообщить, каких не хватает. Если по почте или в приложении — три дня. После этого потерпевший должен представить недостающие документы. С момента, когда страховая их получит, начнет отсчитываться 20-дневный срок.
  • Организовать осмотр машины должны в течение пяти рабочих дней после подачи заявления. За это время потерпевшему нужно представить фото автомобиля в страховую или доставить машину на станцию техосмотра, а если авто не на ходу, сделать это должна страховая. Если потерпевший пропустил срок, страховая может перенести выплату на аналогичный период, но не больше чем на 20 дней.
  • Срок может увеличиться из‑за праздников: их не включают в 20 дней, отведенных на возмещение. Например, человек попал в ДТП 31 декабря, и в тот же день страховая приняла заявление без запроса дополнительных документов. Если в январе будет семь нерабочих праздничных дней, решение по возмещению должны принять до 26-го числа.

Чем грозит страховой несоблюдение сроков выплаты. Если страховая без уважительных причин затягивает урегулирование, у потерпевшего есть право взыскать с нее через суд неустойку за просрочку: 1% в день от суммы ущерба, если прошли сроки выплаты или направления на ремонт, 0,05% от общих лимитов по ОСАГО, если отказ в выплате направили после истечения 20-дневного срока.

Как получить выплату быстрее. Страховая может перечислить выплату раньше, чем в установленные сроки, чтобы водитель скорее отремонтировал машину.

Например, в Тинькофф Страховании по большинству страховых случаев можно получить выплату за один день, если в аварии пострадали только машины, у второго участника ДТП был полис ОСАГО, а сам клиент заявил о страховом случае в приложении и передал оригиналы документов.

© 2006—2024, АО «Тинькофф Банк», официальный сайт, универсальная лицензия ЦБ РФ № 2673. Услуги страхования оказывает АО «Тинькофф Страхование», Москва, ОГРН 1027739031540

Как вам статья?