Схема 1: мошенники представляются сотрудниками банка и выясняют личные данные
Суть махинации. Мошенники звонят или пишут в компанию, представляются сотрудниками банка, а дальше есть два самых частых сценария:
- Предлагают выгодный продукт. Например, пролонгацию дебетовой карты или отмену комиссии для переводов. Чтобы подключить услугу прямо сейчас, по телефону, собеседника просят назвать код из СМС, номер карты или контрольный ответ. Завладев этими данными, мошенники заходят в личный кабинет клиента и переводят деньги на подставных контрагентов.
- Сообщают, что карта заблокирована из‑за подозрительной операции, и во время разговора стараются выведать полный номер или последние цифры карты и срок ее действия.
Другой вариант — когда мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и рассказывают, что на предпринимателя оформили кредит. Чаще всего они уверяют, что преступника уже задержали, но нужно перевести деньги на безопасный счет. Присылают фишинговую ссылку, которая похожа на сайт банка, но ведет на мошеннический ресурс. Если перейти по ней и ввести данные карты, деньги окажутся у злоумышленников.
У разных схем телефонного мошенничества есть общие черты: у вас спрашивают персональные данные и торопят с принятием решений.
Как защититься. Вот несколько рекомендаций:
- Если появились сомнения, сбросьте звонок и сами перезвоните в банк. Настоящий телефон банка указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте.
- Насторожитесь, если собеседник говорит, что нельзя вешать трубку, иначе потеряете деньги. Таких ситуаций не бывает.
- Не соглашайтесь переводить деньги на чей‑либо счет: если сотрудник банка подозревает мошенничество, он может сам отменить операцию, заблокировать карту и доступ в личный кабинет.
- Помните, что только мошенники спрашивают коды из СМС и пуш‑уведомлений, данные карты, кодовые слова и паспортные данные.