Сколько времени нужно хранить документы бизнеса

Компании и ИП должны хранить все документы, связанные с их работой, некоторые — даже после закрытия. Разбираемся, сколько и как хранить и что может быть, если их потерять

lead

Зачем вообще хранить документы

Документы бизнеса — личные карточки работников, налоговые декларации, счета-фактуры и даже графики отпусков.

Они могут пригодиться в любой момент: налоговые документы — при проверках контролирующих органов, кадровые — если нужно будет подтвердить стаж бывшего сотрудника или восстановить трудовую книжку. Документы по сделкам с контрагентами полезны, если партнеры нарушат условия сделки: акты и накладные помогут защитить свои интересы в суде. К тому же, если правильно хранить документы, не будет штрафов и проблем с контролирующими органами.

Сколько хранить документы

У каждого вида документов свои сроки хранения — от года до бессрочного хранения.

Сроки одинаковы для бумажного и электронного документооборота.

Собрали основные виды, которыми бизнес пользуется чаще всего. Полный список можно посмотреть в приказе Росархива.

 Срок хранения
Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, уведомления о снятии с учетаОт 1 года и до тех пор, пока они нужны бизнесу
Графики отпусков3 года
Первичные документы: договоры, акты, накладные, чеки, квитанции, авансовые отчеты, кассовые документы5 лет. При возникновении спорных ситуаций документы хранят до принятия решения по делу
Счета-фактуры5 лет
Налоговые декларацииНачиная с 2003 года — 5 лет, декларации за предыдущие годы — 75 лет
Расчеты по страховым взносам50 или 75 лет, если документ создали до 2003 года
Документы по личному составу: трудовые договоры, личные карточки и дела сотрудников50 или 75 лет, если документ создали до 2003 года
Бухгалтерские отчетностиБессрочно — годовая отчетность и промежуточная, если нет годовой, 5 лет — промежуточная
Оригиналы личных документов сотрудников: трудовые книжки, дипломы, аттестатыДо востребования. Если документы не забрали, они хранятся 50 лет или 75 лет, если их создали до 2003 года
Устав, положения компании, протоколы собраний учредителейБессрочно
Документы, связанные с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами на производствеБессрочно

Срок отсчитывается с 1 января следующего года после того, как было закончено делопроизводство. Например, компания заключила договор с контрагентом в 2022 году и в том же году закрыла сделку. Срок хранения отсчитывается с 1 января 2023 года и закончится в 2028 году.

Как хранить документы

Хранят документы при бумажном и электронном документообороте по‑разному. Условия хранения определяют ФЗ № 125 от 22.10.2004 и Приказ Министерства культуры РФ № 526.

Если в компании бумажный документооборот. Документы делят на текущие и архивные.

Текущие:

  • сейчас в работе;
  • уже не в работе, но срок их хранения меньше 10 лет.

Их можно хранить в офисе компании: например, в шкафу или сейфе — там, где удобно предпринимателю и управленцам.

Архивные документы — те, что больше не используются, но их срок хранения больше 10 лет. Такие документы должны храниться в собственном хранилище или одной из компаний, которая на этом специализируется. К собственному архиву есть требования, установленные Минкультуры: в помещении должна быть система пожаротушения, сигнализация, постоянная температура +17…19 °C и влажность воздуха 50⁠—⁠55%.

Когда истекает срок хранения документов, бизнес формирует экспертную комиссию, например из бухгалтера и юриста, которая отберет неактуальные документы. Затем составляет протокол заседания экспертной комиссии и акт с перечислением документов и способа уничтожения.

Можно их сжечь, измельчить шредером или отдать компании, которая занимается утилизацией. Акты об уничтожении документов хранятся постоянно.

Если электронный документооборот. Документы можно хранить удобным способом: на компьютере, флешках или дисках, в облаке или специальной программе электронного архива.

Хранить только в электронном виде можно документы, которые изначально созданы цифровыми. Нельзя оцифровать и выбросить бумажные оригиналы. Это установлено несколькими законами.

Условия:

  • держать документы в формате PDF/A-1;
  • хранить их как минимум в двух экземплярах на разных устройствах или носителях;
  • раз в пять лет проверять документы на сохранность и перезаписывать их, если меняются правила хранения — как, например, после запрета хранить персональные данные на иностранных серверах. Перезапись потребуется и в случае глобальных изменений внешних носителей: например, когда дискета эволюционировала в диск, потом появились флешки и внешние жесткие диски;
  • не терять, не повреждать документы и не хранить в открытом доступе конфиденциальные.

Когда истечет срок, создайте акт, подтверждающий утилизацию, — такой же, как и при бумажном документообороте, — и уничтожьте данные: например, просто удалите их с носителя форматированием или сломайте физический носитель.

blog image
Пример акта об уничтожении документов с ресурса «Делопресс»

Что будет, если потерять документы

За утерю некоторых документов есть штрафы, установленные налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях.

Бухучет: для должностных лиц — 5000⁠—⁠10 000 ₽. За повторное нарушение — 10 000⁠—⁠20 000 ₽ или дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Кадровые документы:

  • для ИП и должностных лиц — 1000⁠—⁠5000 ₽;
  • для компаний — 30 000⁠—⁠50 000 ₽.

За повторное нарушение:

  • должностные лица — 10 000⁠—⁠20 000 ₽ или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
  • ИП — 10 000⁠—⁠20 000 ₽;
  • компании — 50 000⁠—⁠70 000 ₽.

Учет доходов, расходов или объектов налогообложения:

  • документы утрачены в течение одного налогового периода — 10 000 ₽;
  • более одного налогового периода — 30 000 ₽;
  • из‑за утраты документа занизили налоги — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 ₽.

Документы для проверки ваших контрагентов: 5000 ₽, за повторное нарушение в течение года — 20 000 ₽.

Подключите Тинькофф Бухгалтерию

Занимайтесь бизнесом, пока мы занимаемся бухгалтерией

tag-card

Как вам статья?