Банк
Безопасность
3 сентября 2022

Как отличить звонок настоящей службы безопасности банка от мошенников

«Здравствуйте, звонок из службы безопасности»: мошенники часто представляются сотрудниками банка, чтобы вы перевели им деньги или назвали секретные данные. Но что будет, если позвонит настоящая служба безопасности? Покажем на примерах, как отличить звонок и как работает служба безопасности Тинькофф

Как банк защищает ваши деньги

Банк понимает, как вы распоряжаетесь деньгами, что делаете со счетом и как пользуетесь приложением. Например, в каких магазинах чаще покупаете, сколько переводите другим людям и откуда заходите в личный кабинет. Обычно мы используем эти данные, чтобы вы могли следить за бюджетом на основе своих трат или чтобы рассказывать о выгодных предложениях с кэшбэком. Но также это помогает защитить ваши деньги: мы увидим необычную для вас операцию и поймем, если что‑то пойдет не так.

Для этого мы используем автоматическую систему безопасности — Тинькофф Защиту. Система круглосуточно собирает информацию обо всех операциях и действиях со счетом, анализирует их и оценивает риски. Если операция будет подозрительной, то приостановит ее и сообщит службе безопасности. А мы уже позвоним вам, чтобы убедиться, что с вашей стороны все под контролем.

В каких случаях может позвонить служба безопасности банка

Сотрудник службы безопасности Тинькофф может позвонить, чтобы вы лично подтвердили операцию, по нескольким причинам:

  • операция необычна для вас — например, переводите много денег незнакомцу или впервые покупаете на незнакомом сайте;
  • мошенник пытается украсть деньги — например, его может выдать модель устройства, геопозиция и необычные действия со счетом;
  • вы столкнулись с мошенниками и сами что‑то делаете с деньгами — например, делаете перевод, но на получателя уже жаловались другие клиенты.

Во время звонка сотрудник банка обязательно представится, объяснит причину обращения и спросит, делаете ли вы перевод и покупку. Что будет дальше, зависит от ситуации и ваших ответов.

Вы не делали операцию. Если это была покупка, то мы отклоним операцию. Если перевод, то сотрудник службы безопасности отменит его, вернет деньги на счет и предложит перевыпустить карту, чтобы защитить засвеченные данные в будущем.

Вы действительно совершили операцию. Попросим вас рассказать, какую именно операцию проводите и для чего. Эту информацию запросим, если перевод или платеж необычны для вас или мы получили запрос с недостоверного сайта. Так мы убедимся, что вы не попали на мошенников. В некоторых случаях также предложим созвониться по видеосвязи, если будем сомневаться, что общаемся именно с вами.

Как банк узнает, какие операции проверить

Чтобы контролировать сомнительные операции, мы используем технологии, встроенные в Тинькофф Защиту.

Распознает подозрительные переводы и другие операции. Тинькофф Защита замечает необычные переводы и может остановить операцию, если она нетипична для клиента.

Николай увидел в Инстаграме рекламу инвестиционного сервиса: обещали доходность 25% уже через месяц, гарантированный заработок. Он оформил заявку.

Позже с ним связался финансовый эксперт сервиса и рассказал про инвестиции в криптовалюту. Николаю нужно перевести сумму для вложений по номеру карты физлицу. Мошенник предупредил, что банк может заблокировать такой перевод. Чтобы операция прошла, нужно сказать, что деньги не на покупку криптовалюты, а в долг двоюродному брату. Николай согласился и перевел 200 000 ₽.

Мы действительно заморозили перевод. Раньше Николай не отправлял такие суммы по номеру карты, поэтому мы позвонили ему, чтобы убедиться в безопасности операции. Николай подтвердил сумму и сказал, что переводит деньги родственнику. Служба безопасности знает, какие сценарии чаще всего используют мошенники. По ответам сотрудник убедился, что Николая обманывают, и объяснил ему схему мошенничества. Мы отменили операцию и оформили заявку на перевыпуск карты.

Отслеживает звонки мошенников. Чтобы защищать клиентов от телефонного мошенничества и подмены номера банка, мы используем антифрод-платформу Call Defender. Тинькофф разработал ее совместно с мобильными операторами: МегаФоном, Tele2 и Тинькофф Мобайлом.

Во время звонка оператор передает данные, с какого номера звонят: есть ли он в черном списке, используется ли для спама или безопасен. Если банк замечает, что клиенту звонили с номера, который использовался мошенниками, то служба безопасности будет внимательнее следить за дальнейшими действиями со счетом клиента.

Петру позвонили с неизвестного номера. Незнакомец представился сотрудником банка и сказал, что кто‑то оформил от его имени кредит. Петр, конечно же, в шоке и просит все отменить. Лжесотрудник предупреждает Петра, что, раз кто‑то узнал данные его карты, нужно срочно перевести все деньги на «безопасный счет».

Когда Петр переводил деньги, мы приостановили операцию и позвонили ему, чтобы уточнить данные. Клиент описал ситуацию, и наш сотрудник убедился, что Петр общался с мошенником. Мы отменили операцию, сбросили пароли и заблокировали карту.

Приостанавливает покупки на поддельных сайтах. Тинькофф ведет список сайтов, на которые клиенты оставляют жалобы в службе поддержки. Например, они привязывали карту и оплачивали покупку, но так и не получили товар. Чтобы такого не случалось с другими клиентами, мы добавляем сайты в черный список.

Алена зашла на популярный сайт объявлений и выставила на продажу телефон за 13 000 ₽. Первый покупатель написал уже через час. Он сразу согласился купить смартфон, оплатить онлайн и попросил отправить его через доставку сервиса. Алена раньше не пользовалась доставкой, но согласилась. Покупатель прислал ей ссылку и сказал, что уже оплатил телефон: осталось подтвердить продажу на сайте сервиса, получить деньги и отправить посылку. Алена перешла по ссылке, ввела реквизиты карты Тинькофф и код из СМС.

В этот момент мы увидели, что с карты Алены списывают 13 000 ₽ на подставном сайте, и приостановили операцию. Наш сотрудник позвонил ей и предупредил, что сайт находится в черном списке. Затем мы отменили операцию, заблокировали карту и оставили заявку на перевыпуск.

Как узнать настоящую службу безопасности банка

По информации, которую спрашивают. Настоящему сотруднику банка не нужны ваши личные данные и действия с вашей стороны со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее. Мошенники действуют по‑другому. Они обязательно попросят вас что‑то сделать: перевести деньги на «защищенный счет» или назвать личные данные. Чтобы этого не случилось, посмотрите на список данных, которые спрашивают мошенники.

Данные, которые запрашивают только мошенники

  • Коды из СМС и пуш‑уведомлений. Иногда их может запросить сотрудник банка, но только если клиент позвонил в банк сам;
  • данные карты Тинькофф или другого банка: номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны;
  • ПИН‑код;
  • кодовое слово;
  • номер договора;
  • контрольные вопросы.

По поведению. Мошенники стараются звучать убедительно: обращаются по имени и отчеству, называют какую‑то информацию о вас, используют в своей речи банковские термины, переключают с одного сотрудника на другого. Но вот что должно вас насторожить:

МошенникиНастоящая служба безопасности
С какого номера звонятСкрытые и неизвестные номера, подменяют официальные номера организаций на свойОфициальный номер банка
Как проходит разговорТоропят и пугают тем, что вот‑вот украдут деньгиГоворят спокойно и не торопят
Если захотите перезвонить в банкОтветят, что нельзя вешать трубку, иначе потеряете деньгиПоддержат и попрощаются: никакой спешки
Что спрашиваютСекретные данные карты, приложения и личного кабинета, например коды из СМСПодтверждение, что это вы. Предложат видеозвонок. Не просят информацию для доступа к счету или приложению
Что просят сделатьЛюбые операции со счетом: перевести деньги на чей‑либо счет онлайн или через банкоматНичего, связанного со счетом: сотрудник может сам отменить операцию, заблокировать карту и доступ в личный кабинет

Как вести себя по телефону, если подозреваете, что говорите с мошенниками

Чтобы не отдать деньги мошенникам, следуйте простым правилам.

Возьмите паузу — даже если это настоящий звонок из банка, не бывает ситуаций, в которых вам нужно быстро принять решение или провести операцию.

Не доверяйте звонящему — даже если представились службой безопасности банка, называют вас по имени-отчеству и знают другую личную информацию.

Не называйте свои данные и ничего не делайте по просьбе звонящего. Если мошенник узнал данные карты или код из СМС, сразу заблокируйте карту в приложении Тинькофф и свяжитесь с нами в чате.

В любой непонятной ситуации повесьте трубку и обратитесь в банк самостоятельно

Напишите в чат «Поддержка» в приложении Тинькофф или позвоните по номеру 8 800 555‑25‑50. У сотрудника колл‑центра спросите, звонила ли служба безопасности банка. Если звонка из банка не было и вы сказали мошенникам информацию о карте, сотрудник заблокирует ее, перевыпустит и передаст информацию настоящей службе безопасности.

Банк
Безопасность
3 сентября 2022

Как вам статья?