Не удаляйте приложения. Скачанные приложения, а также карты Тинькофф и банкоматы продолжают работать. Подробнее
Списали деньги, но не прислали заказ.
Что делать?
Вы купили ноутбук в
28 февраля 2023
С некоторыми операциями по карте можно не согласиться и потребовать возврата — это называется оспариванием. Такую процедуру применяют, когда вам продали некачественный товар, авиакомпания без предупреждения отменила рейс или банкомат зажевал деньги. Рассказываем, как оспорить операцию по карте.
Что такое оспаривание
Процедура оспаривания платежей по карте в банке называется чарджбэком. Его используют, если клиент не получил товар или услугу, но договориться о возврате или замене не вышло. К примеру, доставка опоздала на два часа и в итоге отменила заказ, но деньги списали.
В случае спора с продавцом можно обратиться в свой банк и попробовать отменить платеж. Обычно в процедуре участвуют банк покупателя, платежная система и банк продавца.
У чарджбэка есть несколько условий:
Такой большой срок покупателям предоставляют, чтобы избежать ситуаций, когда оспорить операцию невозможно.
Иван купил абонемент на йогу на два года. Год не ходил, а еще через три месяца студия закрылась. С даты покупки прошло 456 дней, есть еще почти три месяца, чтобы попытаться оспорить покупку.
Если бы срок на оспаривание был меньше, вернуть деньги за абонемент точно не вышло бы.
Как технически работает оспаривание
Представим, что человек купил смартфон в магазине, оплатил его картой, а дома выяснилось, что телефон поддельный: серийного номера нет на сайте производителя. Покупатель пишет продавцу претензию, тот отказывается вернуть деньги или вообще ничего не отвечает. Есть два выхода: сразу пойти в суд или сначала попытаться оформить чарджбэк.
Если решать проблему через банк, сотрудники примут претензию, проверят, обоснована ли просьба о возврате, и передадут ее в платежную систему. Затем оператор платежной системы обратится в банк компании, которая продала смартфон, — так претензия дойдет до продавца.
Теперь
Бывают сложные случаи, когда банк клиента просит дополнительные доказательства: чеки, скриншоты, фото. Но и продавец может представить подтверждающие документы — тогда в споре будет разбираться оператор платежной системы. Он сам изучит ситуацию и решит, возвращать ли деньги, — эта процедура называется арбитражем. Но даже тогда любая сторона может оспорить решение в суде.
Как оспорить платеж
Алгоритм действий может немного различаться. В Тинькофф установлены разные правила для покупок до 1000 ₽ и больше.
Сумма равна или больше 1000 ₽. В приложении Тинькофф такие операции можно оспорить с помощью одной кнопки. Для этого нажмите «Все операции», выберите трату, с которой не согласны, и нажмите «Оспорить». В открывшемся чате можно подать претензию, выбрать причину оспаривания и представить документы — обычно это фотографии, чеки и скриншоты.
Сумма меньше 1000 ₽. Свяжитесь с поддержкой в чате, укажите, какую операцию хотите оспорить и почему, опишите подробности и прикрепите документы — обычно это фотографии, чеки и скриншоты.
Следить за обращением можно в приложении или личном кабинете на сайте tinkoff.ru.
Операторы платежных систем оговаривают, какие операции можно оспорить и вернуть деньги, а какие нельзя. Вот несколько примеров.
Не прислали товар или списали деньги дважды
Одна из самых частых причин оспаривания — претензии клиентов к магазинам.
Услугу или товар не предоставили. Записались на
Товар или услуга были плохого качества. В описании магазина говорилось, что товар новый, а когда он пришел, выяснилось, что его уже использовали. Или вы купили рубашку, а дома увидели, что она выцвела. Договориться о возврате при этом не получается.
Деньги списали два раза. Вы оплатили заказ, а потом заметили, что деньги списались дважды. Хотя в личном кабинете магазина указано, что вы заказали товар только один раз.
Заказ или подписку отменили, но деньги все равно списались. Вы решили посмотреть сериал на стриминговом сервисе, где предлагали воспользоваться тестовым периодом в 7 дней. Перевод в сериале оказался плохим, поэтому вы сразу отказались от подписки. Но через неделю с вас списали деньги за первый месяц подписки.
Петр решил обучиться графическому дизайну, нашел курс и оплатил его картой. В срок обучение не началось. По телефону объяснили, что еще не набрали достаточно людей, и предложили начать учиться через пару месяцев. Этот вариант Петру не подходил, и он попросил вернуть деньги.
Прошел месяц — деньги так и не вернули. Петр может попробовать оспорить операцию в приложении банка — для этого нужно прикрепить скриншоты, где указаны сроки начала курса.
Прислали подделку или обманули
Иногда клиента могут вводить в заблуждение, чтобы заработать на некачественном товаре, штрафах или тратах, о которых он даже не знал.
Продали поддельный или бракованный товар. Покупатель получил заказ, который очевидно хуже по качеству или не того производителя.
Игорь нашел брендированные кроссовки, которые давно искал. В описании товара было указано, что это оригинал, фотографии тоже выглядели классно. Он оплатил заказ картой.
Кроссовки прислали, но по ним сразу видно, что это подделка: они некачественно прошиты, а логотип расположен вверх ногами. Игорь написал в магазин и потребовал вернуть товар, но ему не отвечают.
Он отправил жалобу в банк, прикрепил скриншот диалога с представителем магазина, чек и фото товара. Осталось ждать решения ситуации.
Деньги списались без покупки. Пришел пуш, что вы оплатили покупку, а вы этого не делали, не теряли карту, никому не сообщали код из СМС и вообще давно не были в магазине. Даже если вы не знаете продавца, эту операцию можно попытаться оспорить.
Ввели в заблуждение. Обычно магазины и сервисы указывают условия возврата товара, гарантию и возможность бесплатной отмены. Если такие условия не соблюдаются, это повод попробовать оспорить платеж.
Елена забронировала отель с постоплатой и бесплатной отменой брони. Бронь
Если деньги списали по ошибке
Чарджбэк помогает и в ситуациях, когда списание произошло
Произошел сбой в банкомате. Обычно банкоматы работают без сбоев, но иногда случаются технические ошибки: в редких случаях они не возвращают карты или выдают только часть суммы.
Если это случилось с банкоматом Тинькофф, обратитесь в поддержку — она оперативно решит проблему. Если с банкоматом другого банка, нужно связаться с сотрудниками этого банка. А когда ситуацию разрешить не получается, может помочь чарджбэк.
Ирина хотела снять с карты 10 000 ₽ в банкомате партнерского банка. Со счета эта сумма списалась, но устройство выдало только 5000 ₽. Чтобы попытаться вернуть деньги, нужно просто оспорить операцию в приложении.
Ошибка терминала. Хотели оплатить кофе, карта
Когда чарджбэк не сработает
Чарджбэк можно применить не всегда. Есть исключения.
Ошиблись при переводе. Если набирать реквизиты вручную, легко ошибиться в цифрах и сделать перевод не тому человеку. Чарджбэк не поможет: оспорить свою же ошибку не получится. Если отправили деньги клиенту Тинькофф, свяжитесь с поддержкой — они постараются помочь.
Перевели деньги мошеннику. Обычно злоумышленники просят отправить деньги на личную карту или электронный кошелек, потому что в этом случае вернуть деньги сложнее. На чарджбэк тут тоже полагаться не стоит: если клиент перевел деньги сам и ввел код подтверждения, процедура не поможет.
Нужно обратиться в полицию и сообщить в банк дату и время операции. Сотрудники помогут собрать данные об операциях по карте для расследования.
Зарубежные операции по Visa и Mastercard. С тех пор как они перестали работать в России, платить картами этих платежных систем и опротестовывать операции можно только внутри страны. При этом зарубежные платежи по картам «Мир» оспорить можно.
Контент некачественный, но соответствует описанию. Иногда вам могут продать некачественную услугу или товар, но это не станет причиной для чарджбэка. Например, если формально вы купили то, что вам и обещали.
Алексей купил курс по повышению квалификации. Преподавателей и школу он не знал, но содержание и объем информации привлекли: обещали прислать 10 лекций по 120 минут. Курс прислали, объем лекций такой же, как в описании, но содержание не нравится: в лекциях дают только базовую информацию, которую взяли с первой страницы Гугла. Вернуть деньги будет сложно: продавец выполнил все, что обещал.
Передумали и захотели вернуть товар. В таком случае попробовать оспорить операцию можно, только если магазин подтвердил, что согласен на возврат и готов вернуть деньги, но потом перестал выходить на связь.
Потеряли деньги в азартной игре или инвестициях. Если человек работает брокером, спекулирует на бирже или играет в рулетку, он берет на себя ответственность за свои деньги. В этом случае он хочет получить прибыль и принимает решения на свой страх и риск.
Контролируйте траты с картой Tinkoff Black
Оставьте заявку на карту — доставим бесплатно куда скажете