Олег Тиньков рассказал, как построить первый российский онлайн‑банк с нуля

Москва, Россия — 28 октября 2015 г.
Основатель и председатель Совета директоров Тинькофф Банка поделился опытом внедрения инновационных технологий на российском банковском рынке и рассказал о перспективах дистанционного банковского обслуживания в статье для проекта Digital Russia. Бизнесмен поделился историей создания Тинькофф Банка и рассказал о стратегии банка по трансформации в полноценный финансовый супермаркет в течение ближайших пяти лет.

«Портал Tinkoff.ru станет единой точкой входа для всех, кому понадобилась финансовая услуга: от клиента потребуются лишь базовые данные о его потребностях, а мы подберем лучшее на рынке предложение исходя из его пожеланий и возможностей. Таким образом мы упростим жизнь и клиентам, помогая им подобрать оптимальный продукт, и партнерам, взяв на себя работу по привлечению клиентов», — сказал Олег Тиньков. Digital Russia — новый медиапроект Совета по России Всемирного экономического форума в Давосе. Проект представляет собой серию статей от ведущих ученых, предпринимателей и общественных деятелей о цифровом будущем страны.

Колонка Олега Тинькова доступна на английском языке на сайте Digital Russia. Ниже приведен полный текст на русском языке.

Как построить первый российский онлайн-банк с нуля

Сделав себе имя в пивоваренном бизнесе и целом ряде других проектов, Олег Тиньков решил попробовать себя в банковском деле. К настоящему времени бренд «Тинькофф» добился мировой известности как онлайн-провайдер финансовых услуг. Основатель и председатель Совета директоров Тинькофф Банка поделился опытом внедрения инновационных технологий на российском рынке и рассказал о перспективах дистанционного банковского обслуживания.

Олег Тиньков, основатель и председатель Совета директоров Тинькофф Банка

Я всегда мечтал открыть свой банк и вплотную приступил к реализации этой идеи в 2005 г. после продажи своего очередного бизнеса — пивного — компании InBev.

Матерые на тот момент банкиры, с которыми я делился своей концепцией полностью дистанционного банка, отнеслись к ней с изрядной долей скепсиса, говоря о том, что бизнес сложный и без опыта работы в банковской сфере у меня ничего не получится. Меня это только еще больше раззадорило — люблю добиваться того, что другие считают невозможным, но при этом не считаю себя умнее или талантливее остальных. По моему заказу компания BCG провела специальное исследование, которое подтвердило жизнеспособность такого бизнеса в российских условиях. Правда, исследование не давало ответов на вопросы относительно способа реализации проекта и его целевой аудитории, но с этим мы разбирались уже непосредственно в ходе реализации проекта.

На старте проекта в 2007 г. нашим инвестором выступил Goldman Sachs, в 2008 г. к нему присоединилась Vostok Nafta, а в 2012 г. — Baring Vostok и Horizon Capital. В конце 2013 г. мы провели успешное IPO на Лондонской фондовой бирже и привлекли более 1 млрд долл. США инвестиций.

За девять лет своего существования банк стал одним из ведущих игроков на финансовом рынке: Тинькофф Банк входит в топ-4 российских банков по объему портфеля кредитных карт, в нем работает более 6 000 человек. На сегодняшний день Тинькофф Банк — один из самых крупных полностью онлайн-банков в мире. Нас часто спрашивают, в чем заключается успех нашего бизнеса и почему мало кому удается его повторить, несмотря на то, что в последнее время крупнейшие банки инвестируют огромные суммы в дистанционные сервисы.

Отвечая на такие вопросы, я обычно рассказываю о том, чему мы старались уделять больше всего внимания на этапе развития бизнеса.

Нестардартный/нонконформистский подход

Набирая команду, я отдавал предпочтение тем, кто не имел никакого отношения к банковской сфере, умел мыслить нестандартно и мог реализовать абсолютно новую для России бизнес-модель. Иными словами, я старался не брать в команду банкиров.

Так мы избежали стереотипного представления о правильной работе банка и начали строить бизнес-процессы с нуля, не отвлекаясь на борьбу интересов, которая неизбежно присутствует в традиционных организациях при смене бизнес-модели. И, конечно, мы инвестировали значительные средства в приоритетные области: например, только на ИТ-инфраструктуру мы потратили 20 млн долл. США, закупив лучшие на тот момент системы на рынке. При разработке концепции банка мы черпали вдохновение у западных аналогов, но приступив к ее практическому воплощению, стали применять исключительно на собственные идеи и решения. В России свои особенности регулирования банковского сектора, поэтому инструменты реализации полностью дистанционной бизнес-модели мы разработали сами с нуля. У нас огромный багаж собственных ноу-хау, и говорить о том, что мы просто переняли западную модель и приспособили ее к российским реалиям, было бы неверно.

Новый взгляд на привычные вещи

В первое время мы замечали, что у людей, которые привыкли часами стоять в очереди, чтобы получить консультацию по простейшему вопросу, есть психологический барьер: им тяжело поверить, что все банковские операции можно провести дистанционно — через колл-центр или самостоятельно с помощью интернет-банка. Этот барьер существует и сейчас, но ситуация быстро меняется. Наш опыт показывает, что если клиент хоть один раз воспользуется дистанционным каналом, он больше никогда не захочет возвращаться в отделение.

Ориентация на удобство клиентов

Мы создали сеть «умных» представителей: более чем 1 000 представителей банка доставляют наши банковские продукты практически в любую точку страны уже на следующий день после получения заявки на сайте. Это не просто курьеры, а прошедшие специальное обучение специалисты банка, которые могут дать клиенту полноценную консультацию на месте. В России по-прежнему низкий уровень проникновения банковских услуг, а такая модель предоставляет доступ к инновационным банковским сервисам жителям даже самых отдаленных городов.

Инновационные технологии

Дистанционные каналы — наш единственный способ коммуникации с клиентом, поэтому мы инвестируем много средств в то, чтобы они были максимально удобными, и стремимся сделать их лучшими на рынке. Тинькофф Банк первым из российских банков еще в 2014 г. внедрил технологию идентификации клиентов по голосу на все рабочие места в своем колл-центре. До этого такую технологию использовали всего несколько британских банков, и, как правило, только для VIP-клиентов. Технология позволяет экономить время клиента, в первые несколько секунд распознавая его по голосу, избавляет от необходимости запоминать огромное количество кодовых слов и паролей и обеспечивает дополнительный уровень безопасности, что особенно важно, учитывая большой риск утечки конфиденциальных данных в эру социальной инженерии.

Что касается нашего интернет-банка и мобильного приложения, мы делаем ставку на собственную команду разработчиков, отдавая внешним подрядчикам только разработку базовых технических функций. Последние несколько лет российские и международные эксперты признают наши интернет-сервисы лучшими на рынке — как по функциональности, так и по дизайну.

При этом у нас большая команда разработчиков мобильных приложений, которые создают продукты не только для клиентов банка, но и для более широкой аудитории. Среди таких сервисов, например, приложение, которое позволяет отслеживать и оплачивать штрафы, а также MoneyTalk — приложение, совмещающее в себе функции мессенджера и системы для перевода денег.

Я считаю, что разработкой сервисов и продуктов должны заниматься те, кто ими действительно пользуется, в нашем случае — талантливая увлеченная молодежь. Я самый старший в компании и просто стараюсь не мешать им делать то, что у них отлично получается. Я не руковожу банком на операционном уровне, а занимаюсь стратегией развития, однако, как акционер я активно интересуюсь мельчайшими подробностями процессов — вплоть до дизайна одной из тысячи иконок для определенного раздела в нашем интернет-банке.

Дальнейшие шаги

Наша стратегия на ближайшие пять лет — стать финансовым «супермаркетом», аналогом Amazon в финансовой сфере, где клиенту будут доступны не только наши собственные продукты, но и продукты наших партнеров. Портал Tinkoff.ru станет единой точкой входа для всех, кому понадобилась финансовая услуга: от клиента потребуются лишь базовые данные о его потребностях, а мы подберем лучшее на рынке предложение исходя из его пожеланий и возможностей. Таким образом мы упростим жизнь и клиентам, помогая им подобрать оптимальный продукт, и партнерам, взяв на себя работу по привлечению клиентов.

Будущее финансовых услуг — за качественным сервисом, поэтому мы не только совершенствуем собственные продукты, но и делаем продукты партнеров удобнее и доступнее для клиентов.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости