Tinkoff CoronaIndex: в мае малый и средний бизнес начал возвращаться к жизни
  • В мае обороты бизнеса выросли на 17% к периоду самоизоляции и почти приблизились к значениям февраля 2020 г., но в годовом сравнении сократились на 18%;
  • Майский праздничный период в 2020 году оказался даже активней 2019 года — из-за закрытия границ многие россияне остались в России и продолжили потребление;
  • В мае наиболее быстрыми темпами восстанавливаются розничная торговля одеждой, электроникой, салоны красоты, пассажирские перевозки, конференции и выставки;
  • В период самоизоляции меньше всего пострадали или даже оказались в плюсе сферы IT-услуги и разработка ПО, образование. Обороты в e-commerce и розничной торговле продуктами заметно выросли.

Москва, Россия — 01 июня 2020 г.
Малый и средний бизнес в России (МСБ) в мае начал возвращаться к докризисному уровню деловой активности. Об этом свидетельствуют данные исследования аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex.

Так, на трех рабочих неделях (12–31 мая 2020 г.) средний еженедельный оборот бизнеса вырос на 17% по сравнению с периодом самоизоляции и практически приблизился к уровню февраля 2020 г. (-3%). Но в сравнении с 2019 г. (период 13 мая — 2 июня 2019 г.) обороты МСБ сократились на 18%.

В 2019 году активность МСБ восстанавливалась намного быстрее после майских праздников: тогда рост на рабочих неделях составил 56% (к периоду 1–12 мая 2019 г.). В 2020 м же году обороты бизнеса подросли всего на 16% к праздничным дням.

В целом обороты МСБ за период самоизоляции (30 марта — 11 мая) упали на 16% к 2019 г. В апреле это падение составило 33% к апрелю 2019 г.

Майский праздничный период в 2020 году был традиционно самым низким: обороты МСБ достигли минимума с начала года. Но при этом падение деловой активности было не столь резким, как в 2019 г. — из-за закрытия границ люди остались в России, а бизнес адаптировался к условиям самоизоляции. Поэтому в праздничный период в 2020 г. (27 апреля — 10 мая) был даже зафиксирован прирост оборотов бизнеса к 2019 г. на 11%.

Заметный рост в некоторых сегментах (e-commerce, розничная торговля продуктами) частично отыграл падение оборотов МСБ в других сегментах (туризм и т. д.).

Как менялись обороты МСБ в разных отраслях (к 2019 году и докризисному периоду):

Федор Бухаров, Вице-президент Тинькофф, директор Тинькофф Бизнеса:

«Самым сложным периодом для бизнеса стала первая неделя изоляции, она стала шоковой остановкой, но почти сразу многие сегменты показали постепенный рост. Мы видим, как мае начали восстанавливаться обороты салонов красоты и сферы услуг, которые постепенно вернулись к работе в разных регионах России. Также многие сегменты адаптировались к работе в онлайне, поэтому к концу мая мы фиксируем практически полное восстановление оборотов у того бизнеса, кто смог продолжить работу или смог перестроиться.

В июне все будет зависеть от победы над вирусом, но сейчас уже можно видеть, что катастрофы не произошло, а кризис в малом и среднем бизнесе будет преодолен».

Исследование основано на анализе динамики оборотов более 550 тысяч компаний малого и среднего бизнеса — клиентов Тинькофф Бизнеса.

В исследовании были проанализированы средние недельные обороты бизнеса:

  • В период нерабочих дней в 2020 году — с 30 марта по 11 мая в сравнении с аналогичным периодом в 2019 году — с 1 апреля по 12 мая.
  • В периоды майских рабочих недель — с 12 по 31 мая — в сравнении со средним оборотом бизнеса на изоляции 2020 года, со средним оборотом февраля 2020 г., а также с рабочими неделями 2019 г. — с 13 мая по 2 июня
О Тинькофф Бизнесе
Тинькофф Бизнес — экосистема финансовых и технологических продуктов для малого, среднего и крупного бизнеса. Среди клиентов — 800 000 предпринимателей и компаний по всей России.
Показать больше

Похожие новости