Гагарин вспоминал в своей автобиографической книге "Дорога в космос: записки лётчика-космонавта СССР" о своём полёте с восторгом и счастьем:
"Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив, красивее локомотива, парохода, самолёта, дворцов и мостов, вместе взятых. Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена... Меня охватил небывалый подъём всех душевных сил. - Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! - сказал я. - Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом?
Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением...".
Все, кто знал первого космонавта, отмечали его необыкновенный оптимизм, уверенность в себе, доброту.
Полёт продолжался без особых эксцессов: Гагарин вёл записи и переживал ожидаемое состояние невесомости.
"Сначала это чувство было необычным, - вспоминал Гагарин на страницах автобиографической книги, - всё вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и всё тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы тоже парят. А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке... Всё время я работал: следил за оборудованием, наблюдал через иллюминаторы, вёл записи в бортовом журнале. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня"
Долгое время мало кто знал, сколько сложностей сопровождало этот полёт.
- Когда со временем рассекретили документы, касающиеся первого полёта Гагарина, стало понятно, что всё было не так гладко, как об этом рассказывали сразу после приземления космонавта: было несколько моментов, во время которых Юрий Алексеевич мог погибнуть, - рассказал Metro историк космонавтики, писатель Антон Первушин, досконально изучивший первый полёт человека в космос.
Всем известна историческая дата: 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени произошёл старт ракеты-носителя "Восток" с полигона Тюратам, ныне известного как космодром "Байконур".
- Из-за сбоя в системе радиоуправления где-то на секунду позже выключилась третья ступень, поэтому приращение скорости космического корабля было больше расчётного - высота апогея оказалась на 80 км выше планируемой, - рассказывает Антон Первушин. - Тормозная двигательная установка, которая сводила космический корабль с орбиты, была одна, она не была задублирована, т.к. была очень громоздкой и разместить вторую на корабле было тяжело. Поэтому орбита выбиралась с таким расчётом, что если тормозная установка не сработает, то за счёт торможения в высших слоях атмосферы корабль сам сойдёт с орбиты через 7-10 дней, для чего на нём были предусмотрены запасы воздуха, воды и еды.
Но поскольку корабль оказался на 80 км выше в апогее, то сойти с орбиты он теперь мог только недели через две в случае отказа тормозной установки - возникла реальная угроза не сохранить в этом случае жизнь космонавта.
О некоторых технических помехах, возникших при посадке Гагарина в спускаемом аппарате, говорится в книге-альбоме "Космос":
"Приземление хотя и прошло успешно, но не обошлось без неприятностей, о которых тогда не сообщали, чтобы не портить общую картину. Лишь гораздо позже стало известно, что разделение отсеков корабля прошло с опозданием на 10 минут, в течение которых приборный отсек в буквальном смысле слова волочился за спускаемым аппаратом. И что после катапультирования корабля в скафандре Гагарина оказался пережатым дыхательный клапан. К счастью, это были мелочи, которые не могли заменить главное - человек вырвался в космос".