Почему я не буду участвовать в IPO Делимобиля.
Часть 3 из 3.
На последок давайте посмотрим, какие вообще были примеры IPO каршеринга в истории и на сколько они себя оправдали.
Zipcar, одна из старейших компаний в сфере каршеринга, была основана в США в 2000 году и достигла IPO к апрелю 2011 года. К тому времени она оценивалась более чем в 1 $ млрд, и благодаря большому спросу на IPO смогла увеличить цену своих акций с $14-16 до $18 и собрать $173,4 млн. Инвесторы были так взволнованы новыми бумагами, что в первый день торгов они выросли на 67%, а на второй день открылись по $30 за штуку. Однако в течение следующих полутора лет курс акций Zipcar в основном падал, и к концу 2012 года они стоили менее $6. В 2013 году Zipcar была полностью куплена американским лидером рынка проката автомобилей Avis Budget Group (
$CAR ) за $500 млн, и ее акции прекратились на бирже.
Zoomcar, каршеринговая компания из Индии, была создана в 2013 году и работала на разных развивающихся рынках (кроме Индии еще в Индонезии, Вьетнаме и Египте). Она стала публичной в конце 2023 года, объединившись со SPAC под названием Innovative International Acquisition Corp. — специальной компанией, созданной для того, чтобы выводить другие бизнесы на биржу без сложного процесса IPO. Детали сделки, которая готовилась с осени 2022 года, так и не были раскрыты, кроме того, что Zoomcar была оценена в $456 млн. Zoomcar завершила все формальности и начала торговаться на NASDAQ 29 декабря под тикером $ZCAR . За несколько недель торгов ее акции поднялись с $ 3,69 до $6,64 за штуку, а 22 января этого года упали обратно до $ 3,62. До объединения с Zoomcar акции Innovative International Acquisition стоили более $11, а перед сделкой подскочили до $12.
Getaround, каршеринговая компания из США, была запущена в 2009 году и к декабрю 2022 года успела завоевать признание в Кремниевой долине, получить $300 млн от SoftBank и поглотить своего конкурента Drivy за те же $300 млн. Компания вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу через слияние со SPAC под названием InterPrivate II Acquisition Corp. Ее оценка составляла $ 1,2 млрд. В начале первого дня торгов ее акции стоили около $10, но к концу дня упали на 65%, до $ 3,5, а к началу 2023 года — до менее $1. Из-за слишком низкой цены акций 1 февраля 2023 года Getaround получила уведомление от Нью-Йоркской фондовой биржи, что ее могут исключить из списка. После этого она начала большие реформы для снижения затрат и повышения доходов. К концу 2023 года квартальные отчеты стали более позитивными, но рынок пока ценит одну акцию Getaround всего в $0,19.
Didi, китайский каршеринговый сервис и агрегатор такси, успешно вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу в июне 2021 года. Компания продала свои акции по $14 за штуку и привлекла около $4,4 млрд. Ее рыночная капитализация достигла примерно $67 млрд — Didi стала второй по величине китайской компанией на американской бирже после Alibaba. Хотя еще до IPO Didi имела проблемы с китайскими властями, большинство инвесторов это не остановило, и акции Didi постепенно росли. Но уже в июле 2021 года, когда Управление по вопросам киберпространства КНР начало проверку компании, запретив ей регистрировать новых клиентов, акции упали на 11%, оставаясь все равно немного дороже, чем при IPO. К концу 2021 года ситуация стала настолько плохой, что Didi покинула американскую биржу, принеся потери тем, кто инвестировал во время IPO: к декабрю акции компании снизились на 44% по сравнению с ценой IPO, до $7,8 за штуку. В конце 2023 года Didi разрешила конфликт с китайскими властями и стала готовиться к новому листингу — теперь на Гонконгской бирже. Он может состояться в этом году. Пока же акции компании можно приобрести на внебиржевом рынке по $ 3,5 за штуку.
#котошкола #пульс_оцени #прояви_себя_в_пульсе #новичкам #учу_в_пульсе #хочу_в_дайджест #дайджест_пульса #Делимобиль #ipo