Шахматы - это математически точная игра. Все ходы так или иначе возможно просчитать.
Теоретически, после первого хода есть бесконечное множество комбинаций, которые можно разыграть.
На заре 90х, когда Deep Blue от IBM учился обыгрывать гроссмейстеров, были неудачи. Изначальный подход алгоритма перебирать возможные комбинации, но так как их на начальном этапе бесконечно много, компьютер проигрывал.
Потом подоспел новый алгоритм. Теперь уже учёные решили, что нет смысла анализировать бесконечное число комбинаций, нужно идти путём гроссмейстеров.
Профессиональные игроки разыгрывают комбинации. Я не силен в шахматах, но уверен, не только я слышал такую штуку, как "сицилийская защита".
Есть ограниченное число успешных шахматных комбинаций, оборона, атака и т.п. Нет смысла анализировать все возможные комбинации и ходы, когда достаточно знать самые эффективные.
На этом принципе и построено обучение всех шахматистов. Они заучивают и запоминают имплицитно, в долговременную память схемы игры, комбинации. 10 000 часов такого потокового опыта и вы мастер игры в шахматы. 30 000 часов и вы на пути к титулу гроссмейстера.
Сестры Полгар - хороший пример. Их отец Ласло Полгар, психолог по образованию, поставил цель доказать миру, что гены и "талант" не есть истина, а результаты плодотворной работы и опыта приводят к успеху. Вообщем-то у него получилось, хотя в интервью журналистам он часто слышал "у ваших дочерей талант от рождения"...
Вернемся к компьютерам, вот теперь, когда алгоритм знает основные комбинации, а не перебирает все возможные варианты (задача изначально патовая), то он способен обыграть гроссмейстера, что в итоге и случилось в конце 90х.
С машинный интеллектом и производительностью компьютеров сегодня, вообщем-то не представляет особого труда научить машину всем примудростям игры на основе опыта и известных игр шахматистов.
В каждый момент времени игры в шахматы можно рассчитать точно вероятность исхода игры и математическое ожидание.
Не просто так, за 4-5 ходов некоторые гроссмейстеры встают из-за стола и пожимают друг другу руки. Они уже точно видят исход игры и вероятность этого исхода =100%
Подобная ситуация происходит со всеми играми в казино: рулетка, покер и т.п.
Одна лишь особенность - в некоторых играх, таких как рулетка ваше математическое ожидание на выигрыш всегда отрицательное, то есть в среднем вы всегда будете проигрывать, какая бы тактика у вас не была - стратегия одна - это проигрыш.
Все игры против казино в казино имеют отрицательное МО.
Альтернатива, к примеру, покер. Здесь не всё так однозначно. Покер, как и шахматы, математически точен.
Если вы научились считать карты, то вы можете оценивать математическое ожидание на выигрыш в каждый момент времени и действовать соответствующим образом.
Казино не любит таких считунов вероятностей. Отслеживает их и просит удалиться...
Как мы видим, когда есть четкие правила, человек в состоянии посредством многочасовых тренировок отработать соответствующий навык и стать мастером. Долговременная память позволяет достигать невиданных высот. Нужен лишь потоковый опыт и чёткая обратная связь на ошибки.
Проблемы начинаются тогда, когда правила игры меняются или они неясны, а обратная связь на ошибки не повторяется. Здесь мы работаем не с математической вероятностью, а с неопределённостью...
#книги