$AFLT
$кризис
$разруха_в_головах_а_не_клозетах
Часть 1
Пятнадцать лет в России производят Суперджет-100. Пятнадцать лет назад главный редактор газеты «Аргументы недели» А. Угланов стал кричать на всю страну о том, что самолёт на 80% из иностранных комплектующих, и с ним может случиться повтор того, что было с Мистралем. Введут санкции – и всё, Россия без своего самолёта – ведь все прочие Минпромторг имени Мантурова зарубил под разными предлогами. Вместе с уникальным авиадвигателем НК-93, которые просто прятали от президента на всех авиасалонах, укрывая брезентом и уводя подальше от места хранения.
Пятнадцать лет на всех тех, кто требовал не сворачивать производство наших Ил и Ту, в Минпромторге смотрели презрительно и морщились от них, как от зубной боли. Ещё до санкций наш Казанский авиазавод, где делают Тушки, предлагал вспомнить о нём и развернуть программу готового самолёта. Не услышали – аренда Боингов и Эрбасов была намного сенокоснее. Всех всё устраивало, менеджмент косил бабло и стремился к покою. Пятнадцать лет глас вопиющего в пустыне! Это срок. Как шутят чёрным юмором шутники: «Если бы я тебя тогда пришиб, меня сейчас бы уже выпустили».
И вот пришли санкции. 78 самолётов России арестовано в чужих аэропортах – иномарки, конечно. 78, Карл! А что в ответ?
А в ответ вспомнили мать родную, хоть и поздновато. Правительство ОБСУЖДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ (!) производства 10 самолетов Ту-214 до конца года. Не строит, а обсуждает возможность. Оказывается, и в Ту-214 есть немного импортных компонентов. Их можно заместить своими, но через год.
Пятнадцать лет предупреждают об опасности – и теперь им года не хватает. Арестовали 78 самолётов – а они обсуждают возможность построить 10. Через год. И все на своих местах. Это как? Что сделал бы Сталин в такой ситуации? Да и возникла бы она вообще? Была ли она при Сталине и после него в советской авиации?
Это в продолжение дискуссии о том, на каком уровне в нашем правительстве находится стратегическое мышление. До какого уровня съехала квалификация управленческих кадров. Ведь всё необходимое Россия вполне может производить сама! ВКС России лучшие в мире. Что с гражданской авиацией? Почему у нас лучшие танки и ракеты, но нет многих своих лекарств, запчастей, автомобилей, мобильных телефонов, памперсов, тампонов для женщин? Если мир, включая Китай, перестанет продавать нам мобильные телефоны, мы опять вернёмся к курьерам и проводной связи? И это при том, что сотовую связь наши учёные придумали раньше американцев?
Катастрофа китайского самолёта Боинг, где погибли 133 человека, вызывает страшные догадки. Если действительно там по спутнику американцы отключили оба двигателя, что вызвало именно такую траекторию падения – носом вниз, без всякого баллистического планирования, то, по сути, у нас вся страна в заложниках. Попасть на Боинг может каждый из нас, и тогда полёт на нём превращается в гусарскую рулетку. Где импортозамещение в авиапроме было все эти годы? И почему импортозамещали только Суперджет?
В России проблемы с импортозамещением детского питания, софта, лекарств, оборудования для мобильной связи, тары и упаковки, бытовой химии. До санкций Россия импортировала 95% автозапчастей, 92% игр и игрушек, 87% обуви, 86% телекоммуникационного оборудования, 82% одежды, 73% текстиля и галантереи, 57% парфюмерии, косметики и моющих средств, 48% спорттоваров, 75% товаров повседневного спроса. Дефицит этих товаров сейчас нарастает.
Сделаны ли выводы? Импорт упал с 2014 года, после Крыма. Судя по цифрам, импортозамещение было больше в отчётах, чем в реальности. И проблема уже не в том, «Кто виноват?», проблема «Что делать?». Нужны опережающие структурные изменения в управлении экономикой. Экстренно создавать новые рабочие места. Страна в осаде, а управление по-прежнему у торговых бояр.