Софтлайн - правда ли айти? ЧАСТЬ 1
Вторая часть -
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Ivaaaaaaaaan/fabe327f-fe2f-4ad3-bd36-28a1f9fa3eb4/
Третья часть -
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Ivaaaaaaaaan/0c0a2248-f482-4c61-a173-ce97bf774a8e/
Постараюсь быстренько пробежаться по бизнесу компании, выявить все плюсы и минусы ведения подобного бизнеса
Основанная в 1993 году, компания сходу стала в первую очередь поставщиком, а
не разработчиком ПО. За пару лет удалось выйти на рынки почти всех стран СНГ,
захватить часть Ближнего Востока и Южной Америки, запустить свой интернетмагазин, побывать в тесном (как можно более тесном) сотрудничестве с Microsoft
и даже выйти на IPO в Москве и Лондоне в 2021, предварительно открыв в
последнем штаб-квартиру в 2020.
В 2022 бизнес компании был разделен на две части: текущий Софтлайн,
работающий в России и дружественных странах, и Noventiq, которому досталось
все остальное международное сообщество.
Продуктовая линейка
Софтлайн на рынке позиционирует себя как IT-компания, но по факту является
конвейером B2B решений, главная задача которого - продать, а не создать.
На данный момент продажа оборудования и ПО осуществляется через
собственный интернет-магазин, на основном сайте можно также увидеть и другие
решения: создание и поддерживание облачной инфраструктуры, внедрение
систем кибербезопасности, предоставление экспертизы в области
отечественного ПО (вместе с его внедрением) - в общем, все, что может
потребоваться бизнесу, до этого не связанному с IT.
Клиенты компании распределены практически по всем секторам страны и
измеряются в сотнях тысячах, если брать физ лица - здесь идут миллионы (скрин 1).
Уже можно заметить, что основное направление компании - не разработка, а, в
первую очередь, продажа и внедрение стороннего/отечественного ПО с
помощью отдела продаж и команды программистов. Это и является исторически
сильной стороной Софтлайна, но сильно портит положение на рынке.
В свете нарастающей конкуренции на рынке IT-решений, компания активно
пересматривает свою стратегию, направляя усилия в развитие собственных
разработок и решений, что мы и видим на графике (скрин 2) в виде резкого роста оборота от продажи и внедрения собственных решений. Безусловно, очень
положительный фактор, но лидером по обороту все равно остаются сторонние
решения, чего уж не сказать о валовой прибыли, более 60% которой приходится
на сегмент собственных разработок (скрин 3)
Однако, что из себя представляют эти самые “Собственные решения”? Зайдя в
Интернет-магазин Софтлайна, конкретной “продукции” компании здесь
практически нет - лишь 2 подписки на собственные программные решения SaaS и
пара-тройка ваучеров от Microsoft, но последние также нельзя назвать
“продуктом”, скорее - услуга.
В отчетности мы подтверждающую картину (скрин 4) - идет рост именно услуг, а не ПО.
По итогу в список собственных решений входят конкретно услуги: установка,
настройка, администрирование, инфраструктура - тут нет ни ОС (которую
анонсили еще в 2023), ни прикладного ПО, ничего подобного.
Стоит также отметить, что компания не против написать собственное решение под
конкретные запросы клиента вместо продажи существующего, но это больше
разовые акции.
В текущих реалиях, связанных со 100% переходом на отечественное ПО к 2025
году, большинству компаний гораздо проще обратиться к Софтлайну и подобным
организациям для консультации, приобретения и внедрения готовых решений
вместо вложений в самостоятельную разработку.
$SOFL