Мультипликаторы простым языком (часть 1)
Читая отчетность компании мы должны понимать, что смотрим на то, как бизнес себя чувствует не сейчас, а какое-то время назад. Получается, отчет нам ничего не дает? - дает.
Мы можем понять как компания распоряжалАСЬ деньгами, куда инвестировала и чувствовала себя в той или иной ситуации. Чтобы разбор отчета не был из серии «просто посмотреть на цифры» придумали мультипликаторы. Они позволяют определить, насколько бизнес справедливо оценен относительно показателей.
Это, возможно, станет серией постов, все зависит от вашей обратной связи. После прочтения вам будет легче читать мои обзоры и понимать критерии оценки. Просто пишите комментарии и ставьте реакции, я сразу все пойму)
P.S: мультипликаторы не дают ничего как единый метод оценки, все познается в совокупности.
1. P/E
Отражает количество времени, за которое бизнес заработает денежную сумму, равную собственной капитализации. Говоря простым языком - когда он окупит сам себя. Можно интерпретировать как: сколько прибылей стоит компания.
Чем дольше компания окупает себя, тем меньше ее привлекательность. Следовательно чем меньше показатель P/E, тем больше привлекательность бумаги.
▪️компания «А» оценена в 100 млрд руб. и имеет 10 млрд руб. чистой прибыли в год, тогда показатель P/E будет равен 100/10 = 10х - стоит 10 прибылей
Но почему positive, который стоит 10+ прибылей я называю дешевым, а Сбербанк, стоящий 4 прибыли уже не таким привлекательным?
Что тут:
1.1 Каждому сегменту характерно собственное значение данного мультипликатора. Например: возьмем банковский сегмент, средний P/E которого будет равен 4,5х и IT-сегмент, у которого среднее P/E будет равно 19,7х.
Растущая компания будет много инвестировать и её прибыль будет растрачена - именно поэтому IT, который в России не так давно зарождается на высоком уровне сейчас имеет высокий средний P/E
Банковская система у нас давно развита, даже лучше, чем у многих стран, поэтому устоявшиеся компании должны стоить дешевле
Компания роста всегда будет стоить больше прибылей за счет стратегии развития, чем компания, которая уже устоялась
1.2 Невозможно высчитать значение компании, которая генерирует убыток: как пример можно вспомнить ВК и OZON. Это одна из причин, почему нельзя пользоваться только одним мультипликатором
1.3 Структура бизнеса внутри сектора: у нас есть Сбербанк (P/E = 4,5x) и его конкурент Тинькофф (P/E = 7,5х). Кажется, что сбер лучше, но потенциал Тинькофф больше благодаря бОльшему количеству источников дохода: это целый холдинг. Поэтому тинькофф уже не совсем относится к банковскому сектору
1.4 Важно понимать, что не всегда стоит считать P/E в моменте. Если оценить рост прибыли при той же капитализации, можно понять насколько компания БУДЕТ привлекательна. Именно поэтому, Positive Technologies стоит сейчас 20 прибылей, а к 2025 году может стоить 5.
2.EV/EBITDA
EV - стоимость компании (Рыночная капитализация + долговая нагрузка - кэш со счетов): реальная стоимость. EBITDA - это прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизации (эффективность бизнеса).
Показывает за сколько прибыль не израсходованная на амортизацию и уплату процентов окупит стоимость компании
▪️Компания «А» имеет рыночную капитализацию в 90 млрд руб. и чистый долг в 10 млрд + денежную позицию на счетах в 20 млрд. Тогда EV = 90+10-20 = 80млрд руб., а EBITDA компании будет равна 20 млрд руб. => показатель EV/EBITDA = 80/20 = 4х. Если это, например нефтегаз - это хороший показатель (ср. показатель сектора 4,5х)
2.1 EV/EBITDA как правило не бывает отрицательным, позволяет оценить то, что не дает P/R
2.2 При сравнении компаний из разных стран, показатель EV/EBITDA позволит избежать разницу в налогообложении и даст более справедливую оценку бизнеса
2.3 Если у компании много амортизации: Whoosh и самокаты, Аэрофлот и самолеты, делимобиль и машины и тд. - мультипликатор будет полезен
2.4 Не подходит для финансового сектора
Продолжение следует?
$POSI $SBER $TCSG
#пульс_оцени