#обучение
✅Система оценки компаний №2. Шаги по оценке компании
Прежде чем изложить основную последовательность анализа компаний, я опишу ту логику, которой я пользовался, чтобы эту последовательность вывести.
📈Цена акций
От чего зависит цена акций? Как и цена любого товара на рынке – она зависит от спроса и предложения. Когда спрос на какой-то товар увеличивается, то его цена тоже увеличивается, когда спрос становится меньше – цена товара тоже становится меньше. С предложением всё наоборот: если предложение растёт, то цена на товар падает, а если предложение падает, то цена на товар растёт. То есть между спросом и ценой товара связь прямо-пропорциональная (чем больше одно, тем больше другое), а между предложением и ценой товара обратно-пропорциональная (чем больше одно, тем меньше другое). Это называется «маржиналистская теория цены». Но какие именно факторы могут повлиять на спрос и на предложение акций? Давайте порассуждаем.
Акции – это, в первую очередь доля в бизнесе, а цель любого бизнеса — это извлечение прибыли. И именно потенциал извлечения прибыли и является ключевым фактором, который определяет спрос и предложение на долю в любой компании. Если инвесторы негативно оценивают перспективы компании по генерации прибыли, то они стремятся избавиться от доли в этой компании, из-за чего повышается предложение акций, другие же инвесторы не горят желанием её покупать, что, в свою очередь, понижает спрос на долю в этой компании. Соответственно, если предложение растёт, а спрос падает, то падает и цена акций. Если же инвесторы позитивно оценивают перспективы компании по генерации прибыли, то происходит всё наоборот: те инвесторы, которые уже владеют акциями этой компании, то есть имеют в ней долю, не спешат расставаться с ценными бумагами, а новые инвесторы, видя перспективы компании, стремятся её купить. Таким образом понижается предложение акций и повышается спрос на них, и, соответственно, растёт их цена.
Стоит отметить, что нас интересует долгосрочная и устойчивая цена акций. Какие-то спекулятивные колебания цен – это не то, что нужно пытаться оценить или спрогнозировать. Есть компании, чьи акции растут очень высоко, но при этом абсолютно не обоснованно (например,
$SPCE с начала января по середину февраля), а есть компании с хорошим бизнесом, но они недооценены (например, до начала 2020 года -
$TCSG). И в том, и в другом случае всё решит время. Помните, покупая акции – вы покупаете бизнес, а в конечном счёте именно эффективность бизнеса влияет на стоимость акций, но не наоборот (это, по-моему, Баффет сказал).
1⃣ 2⃣ 3⃣ Порядок анализа компании
Исходя из рассуждений, касательно формирования цен на акции, задача любого аналитика – это определить будущий потенциал генерации прибыли той или иной компании. Для этого я выделил 3 шага, о которых я напишу отдельные статьи или даже серии статей:
1. Анализ источников прибыли компании (откуда компания получает деньги).
2. Анализ точек роста прибыли в будущем (почему компания может получать ещё большую прибыль в будущем).
3. Анализ факторов, которые могут привести к снижению прибыли или к убыткам (почему компания может получать убытки или меньшую прибыль в будущем).
👉🏻В следующих статьях я подробнее опишу каждый шаг, а также буду рассказывать о мультипликаторах и показателях отчётности, которые нужны для выполнения каждого шага. Но, ребята, если вы хотите анализировать компании глубоко, то нужно уметь читать отчётность по МСФО (международные стандарты финансовой отчётности). Для этого есть замечательные книги:
1. «Оценка компаний: Анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО» Ника Антилла и Кеннета Ли.
2. «Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов» Алексея Герасименко.
Конечно, сами статьи будут понятны и без знаний МСФО, но для глубокого анализа компаний понимание отчётности – необходимо.
‼Все статьи серии «Система оценки компаний» можно найти по хэштегу
#СОК
✅Подписывайтесь и следите за новыми публикациями.