15 февраля 2024
“Голубые фишки”
Очень часто люди приходя на фондовый рынок выбирают своей стратегией инвестиции в “голубые фишки”. Следуя такой стратегии, люди покупают крупнейшие компании страны (региона или даже мира) не проводя дополнительный анализ. Например, в России чаще всего для такой стратегии покупается большая четверка: Сбербанк, Газпром, Лукойл, Норильский Никель (SBER GAZP LKOH GMKN)
Идея в данном случае в том что крупные компании уже доказали свою эффективность и стабильность, а значит инвестиции в них не несут большого риска. В большинстве случаев такие суждения верны, но есть одна проблема - такая простая и в меру надежная стратегия почти никогда не приносит больших доходов. Следуя ей люди зарабатывают на уровне индекса, но что делать если вы готовы тратить больше времени и принимать больший риск?
Компании роста
Конечно есть много ответов на вопрос заданный выше. Раньше мы рассказывали про фундаментальный и технические подходы к анализу компаний. Сейчас предлагаем рассмотреть одно из направлений фундаментального анализа - инвестиции в компании роста
Сравните Microsoft и General Motors в начале 2000 годов - GM крупная промышленная компания имеющая большое количество заводов и имущества, Microsoft (MSFT) интернет компания - грубо говоря “за душей у нее ничего нет”. Кажется что инвестиции в интернет компанию это глупое решение, но с того времени ее акции и бизнес выросли во много раз, а вот акции и бизнес $GM находятся в стагнации. Осталось понять на какие факторы обращать внимание при выборе компаний, ведь не все стали столь же успешны
Бизнес модель
Чтобы понять как анализировать компанию, какие мультипликаторы оценить и какая справедливая цена может быть у ее акций, в первую очередь нужно вникнуть в бизнес модель. Что под эти понимается?
Не всегда нужно вникать в каждый производственный этап, но понять на чем компания зарабатывает и в чем ее основное отличие от конкурентов строго обязательно
Например, у компании может быть бешеная рентабельность капитала. Не вникая в модель ее работы можно сделать вывод, что компания работает эффективно, но что если на самом деле компания просто использует огромные леверидж и пользуется преимущественно заемным капиталом и как следствие получает высокий доход на свой. Это конечно не ставит на компании крест, но первоначальный вывод 100% не обоснован
Или другой пример, компания имеет убыток. Значит ли это что компания имеет невостребованный продукт? Конечно не значит, возможно компания слишком активно вкладывается в рост. А что если убыток даже на операционном уровне (даже без учета затраты на рекламу и HQ) - критично ли это? Да, это конечно более опасное состояние, но это не приговор. Часто встречаются кейсы компаний с “эффектом масштаба” - чем больше компания будет производить тем дешевле ей будет обходиться каждая следующая единица продукта (особенно актуально для ИТ компаний, где издержки почти не зависят от объема пользователей)
Вывод
Если вы хотите и готовы вкладывать время в анализ компаний, чтобы увеличить свою доходность (ну и риски конечно), то один из путей по которому вы можете пойти по пути инвестиции в “компании роста”. Ну и если вы этим займетесь, то первое, что вам нужно знать про анализируемую компанию, это бизнес модель компании
В следующих постах рассмотрим еще несколько факторов, которые влияют анализ компаний роста
#обучение #пульс_учит #компании_роста