Новость 1
В январе дефицит российского бюджета составил 1,77 триллиона рублей — это в 14 раз больше, чем год назад
Федеральный бюджет РФ в январе 2023 года был исполнен с дефицитом 1,776 триллиона рублей, что в 14 раз превысило его объем в январе прошлого года и составило 60% от планов на текущий год. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на предварительные данные Минфина РФ.
Доходы бюджета в январе снизились по сравнению с прошлым годом на 35%, составив 1,356 триллиона рублей. Нефтегазовые доходы упали на 46%, что, по данным Минфина, связано в первую очередь со снижением цен на нефть Urals и сокращением экспорта газа. Ненефтегазовые доходы сократились на 28%, в основном за счет уменьшения поступлений от НДС и налога на прибыль.
Расходы бюджета в январе составили 3,117 триллиона рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 59%.
Новость 2
📁 Макроэкономический понедельник (продолжение)
🔹Бюджетное правило. Новое или нет?
Поступило несколько сообщений от подписчиков с просьбой прокомментировать изменения в бюджетном правиле. Подозреваю, что основой для таких вопросов стала риторика российских СМИ, которые текущую продажу валюты из ФНБ окрестили «новым бюджетным правилом». Данное клише с лент информагенств быстро обосновалось в нашем языке и стало казаться, что сейчас бюджетное правило какое-то другое, не то, что было «раньше».
На самом же деле бюджетное правило в нашей стране никак не поменялось, а потому, никаким «новым» оно не является. Давайте «на пальцах». У нас есть ФНБ. Данный фонд оценивается в рублях, но на самом деле состоит из золотовалютных активов. Соответственно, когда нефтегазовые доходы бюджета превышают некую величину, которая в этот бюджет была заложена, то «излишки» направляются в ФНБ. Обычно это бывает, когда газ и нефть стоят дорого, а рубль относительно слаб. Соответственно, технически в этот момент происходит следующее: ЦБ получает рубли от казначейства, приходит с ними на рынок и начинает покупать валюту.
Когда же цена на нефть и газ находится на низких отметках (или мы продаём их с большим дисконтом), а рубль относительно сильный, то бюджет недополучает запланированные доходы от нефти и газа. Тогда происходит ровно обратный процесс. ЦБ «достаёт» валюту из ФНБ, продаёт её за рубли, которые отправляет в бюджет.
Вот в этом механизме (который и называют бюджетным правилом) не поменялось ровным счётом ничего. За одним исключением – сейчас все эти сделки происходят ни с долларами или евро, а с юанями. На этом всё. Больше никаких изменений в сравнении с тем, как это работало до 2022 г., нет.
По-прежнему каждый год определяется объём нефтегазовых доходов, который должен получить бюджет. В частности, текущий верстался из показателя в $70 за баррель Urals. Затем в зависимости от того перебираем мы эти доходы или недобираем и происходит покупка/продажи валюты.
Сейчас мы недобираем. За февраль из ФНБ на биржу планируется отправить валюту на ₽160 млрд. Это втрое больше, чем было в январе. Первые «февральские» продажи юаней начнутся уже завтра и будут идти до 6 марта при ежедневном объёме продаж юаней на сумму ₽8,9 млрд. Будет ли ЦБ проводить сделки с валютой в марте – зависит от результатов февраля. В общем, как жили до 2022 г., так и живём. Только с юанями.
Подумать
Получается, что демпфер (бюджетное правило) при троекратной (относительно января) февральской продаже йены позволит закрыть 9% (160 млрд VS 1.77 трлн) от февральской дыры бюджета, если она будет такая же как в январе