$TTM $TSLA $LI $RIDE $LCID $NSANY $8058.T
Пока выходные, наброшу о перспективах отрасли. Электромобили - это лютый развод лоха. Как раз те, за переход на которые ратует Евросоюз, для личного пользования.
Электромобили, если верить рекламе и мнению троечников, это экологично и экономично.
Экология, как известно, это перенос грязи от богатых к бедным. Чтобы Европа могла дышать чистым воздухом, где-то нужно устроить очень красивые разноцветные озёра. А потом кому-то впарить горы развалюх, которые уже не едут.
Экономичность. Чтобы считать электромобиль экономичным, не достаточно учиться на одни тройки. Нужно вообще в школу не ходить. Tesla Roadster выпускался как имиджевый автомобиль для социально позитивных состоятельных людей. Если ты живёшь в Polo Alto, то очень хорошо, чтобы перед домом стояла Тесла. То, что на самом деле ты ездишь на RAM или Tahoe - уже мелочи. Главное - вкинул $100K в чистый воздух и новые технологии. А если не в Polo Alto? Тесла в версии для нищебродов тоже $40K стоит. А не Тесла? Nissan Leaf - от $27K. И вот берёшь машину минимум на треть дороже одноклассников и экономишь. При этом электромобили практически без вторичного рынка, ресурс батареек пока так себе. Это не гибриды, 500ткм на одной батарейке не прокатаешься, она умрёт гораздо раньше. Toyota Prius NHW20 полумиллионники существуют.
На самом деле и обман с экологичностью, и обман с экономичностью - мелочи. Можно даже за обман и не считать. Воздух будет чище? Будет. Ежедневные затраты на заправку/зарядку будут меньше? Будут (если купить электромобиль сегодня). А про мировую экологию и стоимость владения никто и не говорил.
А в чём же тогда обман? В том, про что никто не говорит вслух: ЭЛЕКТРОСЕТИ НЕ ГОТОВЫ К МАССОВОМУ ЭЛЕКТРОМОБИЛЮ. Физику-то не обманешь. Либо заправляешься быстро из широкой трубы, либо медленно из узкой. Да, всякие чудеса науки сей процесс слегка ускорили. Но именно что слегка. И чаще всего - за счёт сокращения срока жизни батареи.
Так вот, широкие электротрубы в промзонах. А где люди живут, там трубы тонкие, только для бытовых нужд. Вроде бы мелочи. Ну, не будем заправлять быстро, разве проблема? Большую часть времени гражданский автомобиль стоит на месте.
•Давайте пофантазируем. Свершилось чудо и все машины превратились в электромобили. Время зарядки - от 30 минут. По нормальному - от 4-х часов. И вот в авто заканчивается заряд. Что делать, как быть? Или заряд-то ещё есть, но плановая зарядка всё-же нужна. Где заряжаться? А там будет свободное место? На чём добираться обратно? КТО БУДЕТ ОПЛАЧИВАТЬ СЕТЬ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ?!! И куда денется экономия от зарядки вместо заправки?
Напомню, что на старте продаж Tesla Roadster к нему прилагалось право на бесплатное пользование зарядными станциями Tesla. Потом эту халяву отменили.
PS: Я езжу на Toyota Prius с версии NHW11 и иногда продаю Nissan Leaf и Mitsubishi iMiev. Само собой, что покупателям электромобилей такое не рассказываю и в лицо им не смеюсь.