В пятницу крупнейший импортер алкоголя поделился результатами за 2022 год. Обсудим их и подведем итоги.
Общие отгрузки алкоголя достигли 16,8 млн декалитров. Показатель вырос на 7% год к году, причем основной рост пришелся на первый квартал. В третьем квартале уровень снизился на 3% год к году.
Такой рост обусловлен увеличением объема продаж в торговой сети ВинЛаб: выручка в сегменте розницы выросла на 52% год к году.
В продуктовом сегменте выручка продолжает стагнировать. Доля сегмента в общей выручке компании составляет около 5%. Среди всех сегментов здесь самая низкая рентабельность по EBITDA — на уровне 5,6%.
Компания экспортировала продукцию в 100 стран в 2021 году, но в 2022-м бизнес столкнулся со снижением объема экспорта из-за нарушения логистических цепочек и прекращения сотрудничества с некоторыми странами. Стоит отметить, что в 2021 году на экспорт приходилось всего 8% выручки от реализации алкоголя — это 5,5% от общего показателя. Таким образом, выручка компании не сильно чувствительна к экспортным ограничениям, тем более Белуга может сохранить часть импортеров и заняться развитием новых направлений для поставок.
По итогу года компания стала крупнейшим импортером алкоголя в Россию. Несмотря на новые вызовы, с которыми столкнулся российский бизнес, Белуге удалось увеличить долю импортных брендов от общих отгрузок до 18%. Компания уменьшила линейку импортируемых брендов среднего сегмента и экономсегмента, но добавила новые премиальные имена.
Доля сети ВинЛаб в поставках алкоголя группы составила 17% в 2021 году. А это значит, что 83% продукции Белуга реализовала другим дистрибьюторам. Возможное расширение розничной сети вполне обосновано и имеет потенциальный спрос.
В этом году компания планирует развивать онлайн-торговлю по принципу самовывоза и открыть новые магазины. Успех будет зависеть от способности удовлетворить спрос потребителя, который в условиях сокращения расходов становится более избирательным. К тому же объем предложения алкогольной продукции может вырасти в ответ на уход некоторых брендов с российского рынка в прошлом году.
Аналитики исследовательской компании IWSR считают, что в течение следующих пяти лет тенденции на рынке алкогольных напитков изменятся из-за растущей экономической нестабильности. Население, которое достигнет разрешенного возраста для употребления алкоголя, может столкнуться с безработицей, поэтому возможен сдвиг в пользу более бюджетных напитков. По данным IWSR, около половины взрослого населения, опрошенного в 17 странах, снизило заинтересованность в употреблении алкоголя из-за сокращения расходов или перехода на здоровый образ жизни.
Однако у премиального сегмента алкоголя есть конкурентные преимущества. По данным исследовательской компании NielsenIQ, в 2022 году потребитель часто отказывался от дорогостоящих товаров второй необходимости, например техники или автомобиля, но радовал себя премиальными товарами первой необходимости. Высока вероятность, что и в этом году тенденция сохранится: потребитель будет тратить меньше денег на повседневные напитки, откладывая их на покупку любимых брендов. Вывод: общий спрос на алкоголь может снизиться, но премиум-сегмент пострадает в меньшей степени. Таким образом, для Белуги важно выбрать верную стратегию развития, поскольку траты потребителей окажутся чувствительны ко многим факторам.
Позитивное влияние на выручку может оказать введение новых стандартов для отелей формата «все включено», которые начнут действовать с 30 июня 2023 года. Согласно новым требованиям, в российских отелях, которые работают по системе «все включено», алкогольные напитки отечественного производства должны будут предоставляться в неограниченном количестве на обед и ужин.
Дивидендная политика компании предполагает выплату не менее 50% чистой прибыли по МСФО в качестве дивидендов. Белуга регулярно платит дивиденды, средняя доходность объявленных выплат за последние два года составила 3%.
По итогу 2022 года совет директоров рекомендовал выплату в размере 400 рублей на акцию. Это рекордная сумма, доходность объявленной выплаты может составить около 12%. Финальное решение будет принято в апреле после общего собрания акционеров. Дивидендная отсечка состоится 26 апреля, то есть последний день для покупки акций с дивидендами — это 24 апреля. Промежуточные дивиденды и ожидаемая финальная выплата в сумме составляют 625 рублей за акцию — это 89% от чистой прибыли за 2022 год.
Более того, объявленная выплата в размере 400 рублей на акцию станет еще одним довольно значительным оттоком средств из компании: на дивиденды Белуга потратит 4,5 млрд рублей. И это еще не отражено в вышедшей отчетности. Такая сумма может привести к дальнейшему росту долговой нагрузки, так как компания сейчас не генерирует такой денежный поток, чтобы за первый квартал 2023-го органически накопить столько денежной массы.
Текущее значение мультипликатора P/E — 5,2х. Бумага продолжает торговаться дешево относительно конкурентов и исторических значений.