Оператор сети продуктовых магазинов X5 Retail Group сегодня поделился операционными результатами за первый квартал 2023 года. Выручка выросла на 15,3% г/г. Это более медленные темпы роста по сравнению с прошлым годом. Виной тому высокая база начала 2022 года, когда потребительский спрос резко подскочил из-за возросшей экономической неопределенности.
Замедлился рост и сопоставимых продаж (до 6,5% г/г). Свой вклад в замедление внес более слабый рост трафика и среднего чека. Если выделить наиболее отстающую продуктовую сеть сейчас у X5, то ей будет сеть магазинов «Перекресток» (15% от общей выручки в первом квартале).
При этом на протяжении прошлого года LFL-продажи у X5 росли быстрее, чем у О’кей и Ленты. Полноценно сравнить с Магнитом не получится, потому что он перестал публиковать отчеты с третьего квартала 2022-го (в первой половине года рос быстрее, чем X5). Отметим, что и по росту трафика в сопоставимых торговых точках X5 опережала конкурентов в 2022-м. Ждем, что в 2023 году X5 наряду с Магнитом будут лидировать по росту LFL-продаж.
В первом квартале 2023 года X5 открыла 385 новых магазинов «Пятерочка» и 74 магазинов «Чижик». Как правило, компания не отчитывается о доходах каждой сети. Но если поделить выручку на количество функционирующих магазинов, то получится, что один дискаунтер «Чижик» за квартал генерирует в среднем больше выручки, чем один магазин «Пятерочка». В первом квартале выручка сети дискаунтеров подскочила в четыре с половиной раза год к году. X5 намерена и дальше развивать сегмент дискаунтеров (пока менее 3% выручки). Во-первых, компания хочет расширить сеть «Чижик» в пять раз в течение ближайших трех лет (до более 3 тысяч магазинов). Во-вторых, вчера X5 сообщила, что покупает компанию «Тамерлан». Под ее управлением находится 295 магазинов, среди которых дискаунтеры «Покупочка» и «ПокупАлко», а также гипермаркеты «Га-Га».
Помимо расширения сети X5, вероятно, в этом году будет работать и над повышением эффективности действующих магазинов или их реорганизацией, что должно позитивно повлиять на маржинальность. В начале года компания уже окончательно приостановила деятельность сети «Карусель».
В первом квартале онлайн-продажи выросли на 36% г/г, а их доля в общей выручке увеличилась до 3,7%.
Компания выделяет четыре основные онлайн-направления.
Vprok.ru
Сервис доставки из больших дарксторов «Перекресток» (на данный момент их три). Клиент получает доставку товаров в течение 2—8 часов после оформления заказа. Чем больше сумма заказа и больше время ожидания, тем дешевле доставка.
Основные преимущества сервиса:
В первом квартале выручка сервиса упала на 16% г/г, из-за чего его доля в выручке от онлайн-продаж упала до 21% (с 35% годом ранее). Рост среднего чека не смог компенсировать негативный эффект от сокращения количества заказов. Такая динамика может быть связана с ростом популярности экспресс-доставки (особенно в сегменте готовой еды). К тому же заказ можно оформить минимум на 1500 рублей (без дополнительного обращения в контактный центр). В марте X5 расширила сотрудничество с Яндекс Еда и Delivery Club, что, возможно, повысит эффективность данного сегмента во втором квартале.
Экспресс-доставка
Сервис быстрой доставки из почти шести тысяч магазинов «Пятерочка» и «Перекресток», а также 46 дарксторов.
Основные преимущества сервиса:
Возникает логичный вопрос, зачем тогда нужен Vprok.ru. Все просто. На Vprok.ru в 16 раз больше доступных позиций (около 80 тысяч против в среднем 5 тысяч, доступных в экспресс-доставке), а также он позволяет заказывать более габаритную доставку. Однако экспресс-доставка пользуется все-таки большим спросом. В первом квартале ее выручка выросла на 69% г/г. Рост числа заказов (+85% г/г) смог полностью нивелировать негативный эффект от падения среднего чека (-7,7% г/г).
Мы считаем, что сервис экспресс-доставки еще не исчерпал потенциал роста. Он может прибавить еще больше за счет расширения сети магазинов X5, из которых осуществляется доставка, а также благодаря развитию партнерских отношений с агрегаторами.
5Post
Постаматы (пункты выдачи) в розничных магазинах сети «Пятерочка». На данный момент задействовано 19,5 тысяч магазинов. В этом сегменте нет показателя среднего чека, поскольку посылки оформляются у других поставщиков, а 5Post лишь отдает их конечному заказчику. В первом квартале выручка 5Post упала на 6,2% г/г из-за сокращения количества посылок от международных поставщиков. При этом X5 отмечает рост числа локальных партнеров, который может позитивно повлиять на показатели второго квартала.
Много лосося
Сервис доставки готовой еды из 60 дарксторов и 257 кафе-поинтов, расположенных в магазинах сети «Перекресток». Но доходы кафе-поинтов относятся к офлайн-сегменту. В первом квартале все показатели этого сервиса выросли.
Ну и что?
Мы сохраняем идею на покупку расписок X5. Таргет на горизонте года — 1 900 рублей за бумагу. Потенциал роста с текущих уровней — 25%.