Отечественный лесопромышленный холдинг опубликовал результаты за четвертый квартал и 2022 год в целом. Давайте проанализируем их.
Все ключевые сегменты бизнеса Сегежи пострадали от сезонного падения спроса в строительном секторе и профицита предложения на внешних рынках.
Бумага и упаковка
Компания нарастила поставки на новые ключевые рынки (в Китай, Турцию и ЮАР), а также развивала логистические маршруты в Латинскую Америку и Африку. А еще расширила поставки индустриальной бумажной упаковки на внутреннем рынке, продолжая замещать европейских поставщиков.
Лесные ресурсы и деревообработка
Повышенная волатильность рубля и сохранение логистических проблем отразились крайне негативно на сегменте. Важную роль также сыграли санкции со стороны ЕС и покупка сибирских активов. Доля поставок в Китай в выручке увеличилась до 84% с 58% в первом квартале 2022-го.
В ноябре инвесторы могли заметить выход Сегежи в розничный сегмент через маркетплейс Ozon. То есть компания больше не хочет ограничиваться только оптовой торговлей на отечественном рынке.
Фанера и плиты
Большая часть поставок фанеры российского производства ранее шла в Европу. Однако санкции в начале третьего квартала 2022-го вынудили российских производителей массово сменить направление на азиатский регион, где наблюдался профицит предложения и конкуренция с более дешевой тропической фанерой. Уже во втором полугодии 2022-го Сегежа начала заключать контракты на поставку березовой фанеры на целевые нужды (например, для производства газовозов), открыв представительство в Сингапуре.
Также компания запустила Галичский фанерный комбинат, тем самым нарастив свою производственную мощность на 125 тыс. кубометров в год (практически на 50%). Это должно положительно повлиять на финансовые результаты компании по мере восстановления рынка.
Домостроение
Выручка упала из-за снижения активности в строительном секторе, а также из-за снижение потребительского спроса на дома. Будущие результаты этого сектора могут поддержать государственные субсидии на строительство малоэтажных деревянных домов.
Следующие статьи расходов вызвали падение маржинальности по OIBDA.
Оплата услуг поставщиков и подрядчиков. Расходы на эти цели подскочили на 68% г/г (до 18 млрд рублей) в связи с покупкой сибирских активов в конце 2021-го. В данном регионе себестоимость заготовки и цены на услуги подрядчиков исторически были выше, чем в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), где у Сегежи есть собственный парк техники.
Расходы на доставку готовой продукции. Сегеже пришлось перенаправлять поставки. Из СЗФО они теперь идут не в Европу, а на внутренний рынок, морем в Египет, а также по железной дороге в Китай. Поставки в США сохранились, несмотря на высокие пошлины. Организованы поставки на новые для компании рынки Израиля, Индии, Южной Африки и Латинской Америки. Менеджмент сетует на рост логистических расходов. По словам генерального директора Михаила Шамолина, на пике логистического кризиса доставка пиломатериалов с иркутских предприятий в КНР выросла в 3,5 раза (до $70/кубометров), из СЗФО в Египет — в 5 раз (до $130—140/кубометров), из СЗФО в КНР — более чем в 2 раза (до $120/кубометров). Ожидается, что ситуация на рынке логистики постепенно нормализуется по мере появления новых поставщиков. Дополнительным драйвером снижения логистических расходов может стать получение статуса приоритетной перевозки лесной продукции.
Расходы на вознаграждения работникам. Они тоже выросли, в том числе из-за приобретения сибирских активов.
Цикл роста производственных мощностей завершен. За 2022 год капитальные расходы без учета M&A-сделок сократились на 56% г/г и составили порядка 10 млрд руб. При текущей неопределенности и долговой нагрузке менеджмент предпочитает консервативный взгляд на 2023 год. По его прогнозам, капитальные расходы на поддержание составят порядка 6 млрд рублей. По остальным тратам компания планирует принимать решение по факту нормализации уровня долга и свободного денежного потока. Также отметим, что Сегежа смогла выйти из европейских активов в четвертом квартале 2022-го. Сумма сделки не раскрывается, но в компании отметили, что продажа европейского бизнеса состоялась по рыночной цене.
Ну и что?
Теперь о позитивных моментах. Мы считаем, что в 2023 году есть ряд факторов, который может благоприятно повлиять на бизнес Сегежи.
Однако говорить с уверенностью о реализации этих позитивных факторов пока слишком рано. Поэтому мы сохраняем рейтинг «держать» по акциям Сегежи.