🔵 Анализ акций JD.com. Часть 2
Продолжаю анализ JD.com с точки зрения долгосрочного инвестора.
Прибыль. Как я уже говорил не раз, прибыль для растущей компании не является ключевым показателем, и нужно ориентироваться на то, сколько позволяет зарабатывать бизнес-модель компании, когда рынок достигнет зрелости.
И особенно это актуально для таких компаний, как JD.com
$9618 . Она, как и в свое время Amazon, использует для роста «стратегию нулевой прибыли». Т.е. она вкладывает в рост практически всё, показывая небольшую прибыль только «для приличия». И если с другими компаниями, вы можете как-то следить за динамикой операционной прибыли по различным сегментам и видеть в какие направления бизнеса уходят деньги, то в случае ритейла это крайне сложно, т.к. вся выручка показывается внутри одного сегмента. И совершенно не понятно, как один сегмент финансирует другой.
Классический пример – это когда прибыль от продажи, скажем, электроники, используется для того, чтобы снижать цены или устраивать акции на другую категорию товаров, например одежду. Или тратятся деньги на рекламу нового направления товаров, хотя само направление еще полностью убыточно. С точки зрения отчетности затраты на все эти акции или рекламу списываются в расходы, хотя на самом деле они по своей сути являются инвестиционными, т.к. приводят новых клиентов, часть из которых станут постоянными и потом будут регулярно пользоваться площадкой.
Когда же рынок достигнет зрелости, то маржа нормализуется, т.к. ценовая война и избыточные маркетинговые расходы больше не будут приводить к сколько-ко бы значимым приростам продаж. И вот, когда это произойдет, маржа может достигать 5-7% от выручки. Да, немного, но это ритейл, чего вы хотели?))) В предоставлении логистических услуг (активно развиваемое в настоящее время направление бизнеса JD.com) маржа вряд ли будет больше.
А вот комиссии и реклама товаров сторонних продавцов – это уже другая история. Например, в них маржинальность у Alibaba в некоторые годы превышала 60%. Для JD.com я взял 45%, чтобы быть консервативным и не закладывать слишком уж оптимистичные прогнозы.
Таким образом, если учесть потенциальную структуру выручки через 5 лет с большей долей продаж 3-их лиц, а также за вычетом расходов, которые между сегментами не распределяются (≈1% от выручки) - потенциальная маржа всего бизнеса JD.com может составлять ≈8%. Уберем налог на прибыль в размере 20% (такой средний налог у Alibaba за последние 3 года, по JD.com цифры не показательные, учитывая минимальный объем прибыли) и получим маржинальность по чистой операционной прибыли (NOPAT) в 6,4%.
Оценка. Для оценки китайских компаний с нулевым ожидаемым ростом я использую мультипликатор EV / NOPAT равный 10 (1/10%). Для JD.com, у которой потенциал роста составляет 12-15% в год, а в течение ближайших 5 лет прибыль так и будет оставаться значительно ниже потенциальной, применяемый мультипликатор равен 17. Свой подход я уже описывал в посте про «оценку быстрорастущих компаний». С тех пор я его сильно доработал, но основная суть осталась прежней.
Если перевести EV/NOPAT в показатель EV / Sales, то при марже в 6,4% получим 17 Х 6,4% = 1.1, что при выручке в 1.02 трлн юаней дает нам стоимость предприятия (EV) в размере = 1.1 трлн юаней.
Теперь снова, как и при анализе Alibaba
$9988 , переходим от EV к рыночной капитализации. Если в случае Alibaba разницу давало в основном огромное количество инвестиций в капиталы различных компаний, а также большой объем накопленной наличности и вложений в облигации, то у JD.com – это несущественные корректировки. Однако у JD.com есть другая особенность – это высокая доля миноритариев.
Попытаюсь объяснить эту концепцию простым языком. Практически все крупные компании состоят не из одного юридического лица, а из десятков и даже сотен. Все они владеют друг другом, но в конечном итоге «стекаются» в одну – холдинговую компанию. Она обычно и владеет всеми компаниями напрямую или через другие компании.⬇️⬇️⬇️