LongTail
LongTail
19 декабря 2022 в 13:06
🔵 Про мультипликатор EV / NOPAT При анализе компаний я часто применяю различные концепции и подходы, которые многим могут быть не до конца понятны. Начну с объяснения того, почему для оценки я применяю мультипликатор EV / NOPAT, а не всем привычный P/E. Что вообще означает этот мультипликатор? EV – это enterprise value или стоимость предприятия. Базово показатель рассчитывается следующим образом: EV = market cap (рыночная капитализация) + NCI (неконтролирующая доля) + debt (долг) – cash & cash equivalents (деньги, депозиты, прочие ликвидные активы). Суть показателя в том, что он показывает то, сколько стоит весь бизнес компании, независимо от того, из каких источников он финансируется. Это его главное отличие от рыночной капитализации, которая показывает только стоимость акционерного капитала. Конечный же расчет зависит от того, зачем применяется показатель. Например, я вычитываю только избыточную наличность (т.е. ту, которая не нужна в рамках текущей операционной деятельности). Также я вычитаю все инвестиции (как в долговые инструменты, так и капитал других компаний), потому что мне в числителе нужна цифра, отражающая стоимость основного бизнеса компании. Теперь про знаменатель, NOPAT или net operating profit after taxes (чистая операционная прибыль после налогов). Суть показателя аналогичная, т.е. он показывает то, сколько зарабатывает основной бизнес компании. Практически всегда все, что находится в Отчете о прибылях и убытках под показателем операционная прибыль не относится к выручке компании. Давайте разберем на примере отчетности Новатэка. $NVTK Выручка Новатэка за 2021 г. составила 1 157 млрд руб., чистая прибыль – 452 млрд руб. Ошибочный подход в этом случае – это поделить чистую прибыль на выручку, и сказать, что маржинальность Новатэка составляет 39%. Совершенно не так. Дело в том, что эта чистая прибыль имеет мало отношения к выручке, т.к. в ней отражаются в том числе доходы от участия в капитале Ямал СПГ, Арктик СПГ-2 и прочих совместных предприятий, курсовые разницы от пересчета долгов, процентные доходы и расходы, различные переоценки финансовых инструментов и т.д. В выручке же отражается доход только от операционного бизнеса компании. И маржинальностью этого бизнеса является операционная прибыль, а не чистая. Составила она в 2021 г. 279 млрд руб., если вычтем из этого 20% (налог на прибыль, допустим, что он идеально равен ставке в соответствии с налоговым кодексом), то получим 223 млрд руб. Маржинальность бизнеса Новатэка, таким образом, составляет 19%. Т.е. в 2021 г. Новатэк делал «чистыми» 19 рублей на каждые 100 рублей выручки. А не 39 рублей, как если бы вы посчитали по чистой прибыли. Таким образом, EV / NOPAT показывает вам то, во сколько годовых прибылей оценивается бизнес компании. Именно бизнес, а не акционерный капитал, как в случае P/E. Как может быть не информативен всеми любимый показатель P/E объясню на примере Роснефти. $ROSN В 2021 г. прибыль на акционеров компании Роснефть составила 883 млрд руб., а ее рыночная капитализация на 31 декабря составила 5 689 млрд руб., т.е. P/E равен 6,4. Как по вашему мнению, много это или мало? Давайте по-другому. Долг Роснефти на конец года был равен 4 705 млрд руб. Процентные расходы компании при этом составили 123 млрд руб. Теперь представим, что компания нашла крупного инвестора, привлекла от него эти 4 705 млрд руб. по рыночной цене акций и погасила весь долг разом. Таким образом, ее капитализация увеличится до 10 394 млрд руб., а прибыль увеличится на 98 млрд руб. (123 * 80%, при допущении налога на прибыль в размере 20%), т.е. составит 981 млрд руб. P/E в таком случае станет равным 10,6. А теперь много или мало? Вот так просто изменение структуры капитала способно увеличить P/E практически на 70%. ⬇️⬇️⬇️
1 011,2 
+22,17%
335,5 
+73,11%
10
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
27 апреля 2024
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
24 апреля 2024
CarMoney: сильные итоги 2023-го и амбициозные планы на будущее
4 комментария
Ваш комментарий...
LongTail
19 декабря 2022 в 13:07
На EV / NOPAT эти выкрутасы не повлияют никак, и в первом и во втором случае он составит 8,6. Если оценивать по данному мультипликатору, то после все, что нужно сделать – это обратным счетом прийти к рыночной капитализации, т.е. в базовом случае вычесть долг и прибавить денежные средства и прочие ликвидные активы. А популярность показателей P/E или P/S связана с банальной причиной: они простые, как в расчете, так и в понимании. Ну и они подходят для компаний с простой структурой финансирования, что как вы понимаете, не самый частый случай среди публично-котирующихся бизнесов.
Нравится
Baffetology
20 декабря 2022 в 15:42
@LongTail кайф, спасибо за полезную информацию. Очень жалко, что посты не часто. Жду их всегда с интересом
Нравится
LongTail
20 декабря 2022 в 18:12
@Baffetology спасибо!) Очень много времени уходит на анализ, для меня важно качество
Нравится
DobichaDeneg
11 января 2023 в 18:29
Да!
Нравится
1
Анализ компаний
Подробные обзоры финансового потенциала компаний
De_vint
17,8%
39,6K подписчиков
Invest_or_lost
+20,9%
21,6K подписчиков
Guseyn_Rzaev
+20,1%
14,5K подписчиков
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Обзор
|
27 апреля 2024 в 15:48
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Читать полностью
LongTail
18,8K подписчиков7 подписок
Портфель
до 5 000 000 
Доходность
+16,23%
Еще статьи от автора
18 октября 2023
Baidu – это не Google. В прошлый раз мы разобрали одну из крупнейших и влиятельнейших ИТ-компаний мира - Alphabet GOOG . Сегодня продолжим анализ этой индустрии и перейдем к очень похожей на нее компании – Baidu. Baidu часто называют китайским Google. Обе компании были основаны примерно в одно и тоже время, как поисковый сервис. Причем, интересно то, что Baidu 9888 не является копией Google GOOGL . Робин Ли, основатель Baidu, подал документы на патент на алгоритм ранжирования страниц еще в 1997 г., т.е. за год до основания Google. А Ларри Пейдж, сооснователь Google, ссылается на работу Ли в некоторых своих патентах на аналогичную технологию от Google. Также Baidu начали использовать аукционную модель размещения рекламы в 2001 г., примерно за 2 года до Google. Эта модель стала основным источников доходов как для Baidu, так и для Google. Обе компании стали лидерами в поиске (Google – почти во всех странах мира, Baidu – в Китае), обе компании имеют сильные позиции в облачных сервисах, обе являются лидерами в технологиях AI и обе являются ведущими разработчиками беспилотных автомобилей. Хотя Baidu и называют китайским Google, в отношении поиска это сравнение уже слабо применимо. Несмотря на бурное распространение смартфонов, значительно возросшее влияние социальных сетей и прочих приложений, Google смог сохранить свое доминирование практически во всех странах мира, его доля на рынке цифровой рекламы в мире (с учетом YouTube) сократилась с 48 до 41% в период с 2013 по 2022 гг. при том, что сам рынок вырос более чем в 5 раз. Для Baidu же ситуация выглядит совершенно иначе. На графике ниже вы можете увидеть, как снижалась доля компании в рекламных доходах 6 главных игроков рынка в Китае. Из графика можно увидеть, что Baidu проиграла борьбу за рекламные бюджеты остальным интернет-гигантам. Произошло это по нескольким основным причинам. Во-первых, Китай имеет самый крупный и развитый ecommerce-рынок в мире. Если в США доля онлайн-продаж от общего ритейла в 2022 г. составила ≈15% (по данным eMarketer), то в Китае ≈46%. И большинство покупателей этих товаров направляются напрямую на маркетплейсы, минуя поисковую систему. Поэтому продавцы товаров предпочитают размещать рекламу не в поисковике, а напрямую в маркетплейсе. Во-вторых, в Китае получили широкое распространение так-называемые super-apps. Это приложения, которые включают в себя множество функций, как, например, WeChat, через который люди общаются, читают новости, смотрят видео, оплачивают покупки, ищут товары, заказывают такси и т.д. Более того, эти super-apps создали экосистемы, позволяющие другим разработчикам встраивать свои приложения непосредственно в них. Естественно, люди пользуются многими услугами и ищут услуги через эти супер-приложения, не заходя в поиск. В-третьих, это развитие контента, основанного на рекомендательных алгоритмах. Китайские пользователи читают новости по рекомендациям (например, через агрегатор Toutiao), смотрят видео через приложение Douyin (китайская версия TikTok), фотографии через WeChat Moments и т.п. Да, на западе метод организации контента через «feed» тоже популярен, но не настолько, как в Китае. Как результат, люди просто перегружены подобным контентом и поисковые сервисы стали уже далеко не основными воротами в мир интернета. Конечно, Baidu пытается отвечать на новые запросы пользователей и запускать конкурирующие приложения в новых нишах, как, например, Haokan и Quanmin (аналоги TikTok) или социальная сеть Baidu Post. Однако, как правило, она делала это достаточно поздно и успех этих проектов был ограниченный. Также стоит помнить, что у Google есть операционная система Android и браузер Google Chrome. Эти 2 продукта, каждый из которых является лидером на своем рынке, помогают Google сохранять свой статус главных ворот в мир интернета. У Baidu нет таких преимуществ. ⬇️⬇️⬇️
3 августа 2023
🔵 Apple. Обзор акций. Часть 2 Продажи прочих устройств вряд ли сильно изменят картину. При всем успехе AirPods и Apple Watch сегодня они занимают лишь 10% от выручки компании. И даже при допущении, что AAPL сможет наращивать продажи прочих устройств темпами по 10—12% в год, это даст дополнительные $25—30 млрд через 5 лет, что при масштабах Apple – погрешность. В категорию сервисных продаж входят продажи приложений в App Store, различные подписки, Apple Pay и одно из самых главных – платежи Google за то, что ее поиск является дефолтным на устройствах iOS. А эта услуга по оценкам составляет до $20 млрд в год, т.е. четверть от всех сервисных продаж. В последние 5 лет темп роста выручки от сервисов составлял 18% в год. И даже если мы допустим, что в следующие 5 лет он будет около 15% (в чем я крайне сомневаюсь), то это добавит еще $70—80 млрд к выручке Apple. Если подводить итог, то я бы оценил потенциал роста выручки компании где-то в 8—10% в год, т.е. примерно до $600 млрд в год через 5 лет. И это достаточно агрессивный сценарий. Так что, как можно увидеть, до триллиона тут далеко. Но может у компании есть потенциал значительно увеличить маржинальность? Давайте посмотрим. Многие аналитики пишут, что Apple много денег будут приносить сервисы, которые дают значительно более высокую валовую маржинальность (gross margin). Если девайсы Apple приносят ей маржу около 36%, то сервисы почти в 2 раза выше – 71%. И действительно, если со временем микс продаж будет смещаться в пользу сервисов, то Apple будет увеличивать валовую маржинальность. Однако, если обратить внимание на операционные расходы, в которые входят исследования и разработки, маркетинг, общие административные затраты, то они у Apple растут: если 10 лет назад операционные затраты занимали не более 10% от выручки, то сегодня – это уже 14%. Отсюда можно сделать вывод, что в отличие от валовой прибыли, операционная прибыль не так разительно отличается между продуктами и сервисами. Несмотря на то, что за последние 10 лет сервисы удвоили свою долю в выручке, операционная маржинальность Apple значительно не изменилась. Так что большого потенциала я тут не вижу. Apple и так зарабатывает очень много. Еще пару-тройку процентных пунктов компания способна выжать, но маловероятно, что значительно больше. Если подводить итог, то потенциал роста операционной прибыли компании находится где-то в диапазоне от 10 до 12% в год. С таким потенциалом, обоснованной оценкой Apple является 22—25 годовых прибыли (EV / NOPAT), что транслируется в ценовой коридор от $130 до $150 за акцию. Таким образом, акции компании с текущей ценой в $195 переоценены, как минимум, на 30%. P.S. В оценку 22—25 годовых прибыли заложена доходность в 10%, т.е. при такой оценке адекватно рассчитывать на доход в 10% в год.
2 августа 2023
Apple. Обзор акций Сегодня я хочу запустить новый формат по обзору и верхнеуровневому анализу акций известных среди инвесторов компаний. Для обзоров я буду выбирать всем известные и популярные компании, акциями которых владеют многие. Обзор акций будет более поверхностным, но тем не менее – значительно более глубоким, чем 99% информации, которую вы можете найти в сети. И начнем мы с компании, которая всегда в центре внимания - AAPL . Сегодня эти акции особенно интересны, учитывая, что с начала года они выросли на 56%, а капитализация компании снова пробила $ 3 трлн долларов. Сегодня компания оценивается в 32 годовых прибыли. Выше Apple оценивалась только в 2020—2021 гг., в период бешенной эмиссии денег центральными банками всех развитых стран. Обратите внимание, что до 2020 г. компания всегда стоила меньше 20 годовых прибылей, а когда-то падала даже ниже 10. Я считаю, что оценка в 30—35 годовых прибылей фундаментально обоснована для компаний, которые способны выдать рост в 15—20% на горизонте 5 лет, т.е. нарастить выручку за 5 лет в 2—2,5 раза. Таким образом, выручка Apple при таком сценарии через 5 лет должна приблизиться вплотную к $ 1 трлн в год. По мне, как-то многовато. Но давайте разбираться по порядку. Структура выручки Apple раскрыта на графике. Чуть более половины выручки компании дают продажи iPhone. Рынок смартфонов достаточно цикличен, но в среднем за последние 5 лет компания продавала 215 млн смартфонов в год, или около 17% от всего рынка смартфонов. При этом вы можете обратить внимание, что в последние 3 года Apple увеличила свою долю рынка при стабильных продажах, т.е. общий рынок смартфонов падал. Не известно, насколько увеличение доли компании отражает ее закрепление на этих позициях, т.к. существенная часть эффекта связана как раз с тем, что в этот период было беспрецедентное стимулирование экономики. Когда деньги у домохозяйств исчерпаются, то вполне можно ожидать и возвращения к уровню в 200—210 млн смартфонов в год. Но, при позитивном развитии событий (т.е. увеличение доли рынка) я бы сказал, что можно рассчитывать на среднегодовой объем продаж в 240 млн штук, т.е. ≈260 млн в хорошие года, ≈220 – в плохие. Также не стоит забывать, что Apple постоянно увеличивает стоимость своих телефонов. Как в последние 5 лет, так 10 лет динамика была в диапазоне 3—4% в год. Обычно это происходит скачкообразно, т.к. идет резкое повышение средней цены продажи, а потом падение или стагнация в течение нескольких лет. Ну для агрессивного сценария можем взять 5% рост в год. Итого: потенциал роста выручки от продажи смартфонов составляет где-то 6—8% в год. Примерно такой же потенциал имеют продажи iPad’ов и Mac’ов. Отдельно их разбирать не буду, динамика там схожая: прирост доли при падающем рынке. Итого: ≈70% выручки имеют потенциал роста всего в 6—8% в год. Продолжение завтра...