🔵 NVIDIA замедлит рост?
Выручка
$NVDA за последние 4 квартала выросла на 64%, а чистая прибыль более чем удвоилась (+115%). Конечно, цена на ее акции также не отстала и в пике превышала $330, хотя еще в декабре 2020 г. котировалась по $130-135, т.е. рост составил свыше 140%, хотя и до этого оценка компании была вполне высока (22–24 годовых выручки). С тех пор она неплохо так откатилась (>30%), но по-прежнему остается дорогой.
Вообще логически должно быть наоборот. Когда стоимость компании высока, то будущий быстрый рост должен со временем приводить к снижению ее сравнительной оценки по отношению к бизнес-показателям. Т.е. как бы компания оправдывает возложенные на нее ожидания инвесторов и постепенно, по мере роста бизнеса, ее оценка приходит ко все более и более адекватным показателям.
Но как вы уже знаете, фондовый рынок так не работает. Чем быстрее рост, тем больше хайпа и выше оценка. В пике 2021 г. оценка NVIDIA превышала 35 годовых выручек и 100 годовых прибылей. Это при том, что маржинальность компании и так бьет все рекорды и является лучшей в индустрии высокопроизводительных полупроводников (34% за последние 4 квартала). Возникает вопрос, когда должно происходить снижение оценки компании, она же не может расти вечно? На самом деле – никогда. Инвесторы предпочитают сначала загнать котировки компании до небес, а потом резко обрушить их, когда компания наконец не оправдает их чрезмерно раздувшиеся аппетиты. Так происходит практически всегда, вы сейчас это можете наблюдать по падению котировок многих компаний, которые совсем недавно были любимчиками публики.
Ну ладно, я хочу обратить внимание на другое – какая часть этого роста приходится на inflated prices, ведь прирост как выручки, так и прибыли, пришелся не только на рынок GPU и прочих чипов для датацентров, который является самым перспективным в NVIDIA, но и на исторический рынок обычных потребительских видеокарт, от которого даже сама NVIDIA мало что ждет. Более того, большая часть роста пришлась именно на эти дискретные карты. Т.е. общий рост выручки за последний год составил $9,5 млрд, из них на датацентры – только $3,5 млрд, а на дискретки – почти $6 млрд.
Почему так? Да просто сумасшедший спрос от криптомайнеров вновь создал острый дефицит на рынке видеокарт. Я думаю, любой геймер, дизайнер или видеоблогер, который пытался обновить железо в этом году, подтвердит, что их просто невозможно было найти, а те, что были - продавались по заоблачным ценам. Что-то похожее было в 2018 г., а когда в конце года котировки криптовалют рухнули, многие майнеры выбросили использованные видеокарты на рынок, тем самым, создав избыток предложения, что, соответственно, привело к снижение цен на новые.
Насколько сильный эффект оказал рост цен? Это вы можете увидеть на графике 1: из 87% роста выручки от продажи дискретной графики около 60% пришлось на рост цен (средняя цена продажи указываются именно для процессора от NVIDIA, не стоимость всей видеокарты от производителей (ASUS, MSI, Gigabyte и т.п.) и наценки розничного ритейлера).
Рост цен оказал влияние не только на размеры выручки, но и операционной прибыли, что, конечно, логично (график 2).
В общем, как вы думаете, можно назвать такой рост устойчивым? Возможно, NVIDIA сможет удержать текущий размер рынка, особенно если спрос от майнеров будет сохраняться, или перекрыть его падение ростом в сегменте datacenter. Но в любом случае, я думаю, что с учетом такой сравнительной базы, темпы роста компании в 2022–2023 гг. могут сильно разочаровать большую часть ее инвесторов, которые повелись на хайп.
Вообще, это характерно для многих компаний, которые выигрывали от недостатка предложения на рынке и от общего размера отложенного из-за пандемии спроса. Apple, Tesla, Google и Facebook, все сырьевые компании, банки и т.д. Да и в целом, маржинальность индекса S&P за 2021 г. превысит 12%, хотя выше 10% он за последние 20 лет ни разу не поднимался, а в среднем показывал 7–8%.