LongTail
LongTail
28 ноября 2022 в 14:00
🔵 Анализ акций JD.com. Часть 1 В прошлый раз я разбирал главного китайского ecommerce-гиганта – Alibaba $9988 . И тогда я сказал, что вместо Alibaba предпочел акции JD.com $9618 (купил их по 145 HKD). С тех пор, с конца октября, они уже выросли почти на 40%, однако, все еще остаются интересными с точки зрения долгосрочного инвестора. В посте про Alibaba я сделал вывод, что в ближайшие годы стоит ожидать от рынка ecommerce роста не более, чем на 10% в год. Однако, если Alibaba находится на тренде потери доли рынка под давлением конкурентов, то JD.com как раз относится к одному из таких конкурентов, кто понемногу отъедает себе кусок пирога (за последние 3 года доля увеличилась примерно на 3%). JD.com – это второй по размеру игрок на рынке электронной коммерции Китая с долей примерно в 19%, т.е. почти 2,5 раза ниже, чем у Alibaba (≈48%). На самом деле, несмотря на внешнюю схожесть, Alibaba и JD.com достаточно сильно отличаются друг от друга. Alibaba – это в большей степени экосистема для связи покупателей с продавцами. Она дает продавцам доступ к своим площадкам, предоставляет всю необходимую ИТ-инфраструктуру в виде системы управления заказами и оплатой, развернутые аналитические данные, ну и конечно же, рекламные услуги. Хранением и доставкой товаров как правило занимается не сама Alibaba, а крупные логистические компании - партнеры Alibaba. Прямые продажи товаров (т.е. когда Alibaba сама покупает товары и реализует на своих площадках) – это менее 5% от всего оборота товаров Alibaba (вкл. классические офлайн-магазины). У JD.com же это показатель равен 25%. К тому же компания имеет крупный офлайн-бизнес в виде сети магазинов электроники, продуктовых супермаркетов 7Fresh, сети минимаркетов у метро и домов и т.д. Как ритейлер, компания в 3 раза больше, чем Alibaba, хотя оборот на всех ее площадках и магазинах меньше в 2,5 раза. В предыдущем посте я объяснял, как прямые продажи влияют на структуру выручки: если компания продает товар сама, то вся стоимость товара отражается в выручке, а если продает кто-то другой на площадке, то в выручке видны только комиссии за продажу, рекламные прочие услуги, которые в случае Alibaba в среднем «весят» 4,4% от стоимости товара, т.е. несмотря на огромные обороты дают малую часть выручки. Как итог, 5% доля прямых продаж Alibaba дает 34% от всей ее ecommerce выручки, а 25% доля у JD.com – уже почти 90%. Из этой направленности JD.com в сторону ритейла вытекает ее основное конкурентное преимущество – собственная развитая логистическая сеть, которую JD.com начинала развивать еще с середины нулевых. Сейчас логистика выделена в отдельную компанию JD Logistics и даже обращается на бирже. Благодаря собственной логистике компания может более тщательно контролировать весь процесс доставки, обеспечивать его качество и скорость, а также лучше отсеивать контрафактную продукцию, что очень важно в такой стране, как Китай. Такой путь развития, конечно, медленней и значительно дороже, чем отдать все это в руки сторонних компаний, но дает преимущество, которое может стать ключевым по мере того, как рынок переходит от быстрого, хаотичного роста к качественному. Другой момент, на который стоит обратить внимание – это количество активных покупателей в Китае. У Alibaba их 903 млн или примерно 62% от всего населения страны, включая детей. А у JD.com – 580 млн. Т.е. для дальнейшего роста Alibaba необходимо каким-то образом стимулировать его пользователей покупать больше и чаще. А у JD.com еще большое пространство для роста просто за счет экспансии и увеличения количества пользователей. Третье — это политика Alibaba “Pick one from two”, суть которой заключалась в том, что компания не разрешала продавцам на ее платформах продавать что-либо на площадках конкурентов. За данную практику в 2021 г. Alibaba была оштрафована на 18 млрд юаней ($2,8 млрд). Таким образом, отмена такой практики дает JD.com дополнительное пространство для роста за счет прихода на площадки тех продавцов, которые ранее не могли этого сделать. ⬇️⬇️⬇️
72,9 HK$
+7,68%
192,6 HK$
49,01%
12
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
27 апреля 2024
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
24 апреля 2024
CarMoney: сильные итоги 2023-го и амбициозные планы на будущее
1 комментарий
Ваш комментарий...
Начни инвестировать сегодня
Обменивай валюту по выгодному курсу и торгуй акциями известных компаний
Открыть счет
LongTail
28 ноября 2022 в 14:01
И последнее — это монетизация площадок (т.е. отношение выручки от комиссий, рекламы и прочих услуг к обороту товаров сторонних продавцов). У Alibaba этот показатель составляет 4,4%. У JD.com – 2,9%, что примерно соответствует монетизации площадок Alibaba за 2016 г. По мере же их развития, увеличения количества пользователей, привлечения новых продавцов, монетизация JD.com также будет расти, и мы можем рассчитывать, что она может достичь, как минимум, 4%. Складывая все вышеуказанное вместе, я считаю, что при росте рынка ecommerce на 8-10%, от JD.com адекватно ожидать роста выручки на 12-15% в год. Именно по этой причине я выбрал JD.com, а не Alibaba. Вторая компания находится на этапе потери доли рынка, а, как показывает история, это падение может быть бесконечно долгим и гораздо более глубоким, чем кажется в начале. Завершение анализа – в следующем посте.
Нравится
4
Анализ компаний
Подробные обзоры финансового потенциала компаний
De_vint
17,8%
39,6K подписчиков
Invest_or_lost
+20,9%
21,6K подписчиков
Guseyn_Rzaev
+20,1%
14,5K подписчиков
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Обзор
|
27 апреля 2024 в 15:48
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Читать полностью
LongTail
18,8K подписчиков7 подписок
Портфель
до 5 000 000 
Доходность
+16,23%
Еще статьи от автора
18 октября 2023
Baidu – это не Google. В прошлый раз мы разобрали одну из крупнейших и влиятельнейших ИТ-компаний мира - Alphabet GOOG . Сегодня продолжим анализ этой индустрии и перейдем к очень похожей на нее компании – Baidu. Baidu часто называют китайским Google. Обе компании были основаны примерно в одно и тоже время, как поисковый сервис. Причем, интересно то, что Baidu 9888 не является копией Google GOOGL . Робин Ли, основатель Baidu, подал документы на патент на алгоритм ранжирования страниц еще в 1997 г., т.е. за год до основания Google. А Ларри Пейдж, сооснователь Google, ссылается на работу Ли в некоторых своих патентах на аналогичную технологию от Google. Также Baidu начали использовать аукционную модель размещения рекламы в 2001 г., примерно за 2 года до Google. Эта модель стала основным источников доходов как для Baidu, так и для Google. Обе компании стали лидерами в поиске (Google – почти во всех странах мира, Baidu – в Китае), обе компании имеют сильные позиции в облачных сервисах, обе являются лидерами в технологиях AI и обе являются ведущими разработчиками беспилотных автомобилей. Хотя Baidu и называют китайским Google, в отношении поиска это сравнение уже слабо применимо. Несмотря на бурное распространение смартфонов, значительно возросшее влияние социальных сетей и прочих приложений, Google смог сохранить свое доминирование практически во всех странах мира, его доля на рынке цифровой рекламы в мире (с учетом YouTube) сократилась с 48 до 41% в период с 2013 по 2022 гг. при том, что сам рынок вырос более чем в 5 раз. Для Baidu же ситуация выглядит совершенно иначе. На графике ниже вы можете увидеть, как снижалась доля компании в рекламных доходах 6 главных игроков рынка в Китае. Из графика можно увидеть, что Baidu проиграла борьбу за рекламные бюджеты остальным интернет-гигантам. Произошло это по нескольким основным причинам. Во-первых, Китай имеет самый крупный и развитый ecommerce-рынок в мире. Если в США доля онлайн-продаж от общего ритейла в 2022 г. составила ≈15% (по данным eMarketer), то в Китае ≈46%. И большинство покупателей этих товаров направляются напрямую на маркетплейсы, минуя поисковую систему. Поэтому продавцы товаров предпочитают размещать рекламу не в поисковике, а напрямую в маркетплейсе. Во-вторых, в Китае получили широкое распространение так-называемые super-apps. Это приложения, которые включают в себя множество функций, как, например, WeChat, через который люди общаются, читают новости, смотрят видео, оплачивают покупки, ищут товары, заказывают такси и т.д. Более того, эти super-apps создали экосистемы, позволяющие другим разработчикам встраивать свои приложения непосредственно в них. Естественно, люди пользуются многими услугами и ищут услуги через эти супер-приложения, не заходя в поиск. В-третьих, это развитие контента, основанного на рекомендательных алгоритмах. Китайские пользователи читают новости по рекомендациям (например, через агрегатор Toutiao), смотрят видео через приложение Douyin (китайская версия TikTok), фотографии через WeChat Moments и т.п. Да, на западе метод организации контента через «feed» тоже популярен, но не настолько, как в Китае. Как результат, люди просто перегружены подобным контентом и поисковые сервисы стали уже далеко не основными воротами в мир интернета. Конечно, Baidu пытается отвечать на новые запросы пользователей и запускать конкурирующие приложения в новых нишах, как, например, Haokan и Quanmin (аналоги TikTok) или социальная сеть Baidu Post. Однако, как правило, она делала это достаточно поздно и успех этих проектов был ограниченный. Также стоит помнить, что у Google есть операционная система Android и браузер Google Chrome. Эти 2 продукта, каждый из которых является лидером на своем рынке, помогают Google сохранять свой статус главных ворот в мир интернета. У Baidu нет таких преимуществ. ⬇️⬇️⬇️
3 августа 2023
🔵 Apple. Обзор акций. Часть 2 Продажи прочих устройств вряд ли сильно изменят картину. При всем успехе AirPods и Apple Watch сегодня они занимают лишь 10% от выручки компании. И даже при допущении, что AAPL сможет наращивать продажи прочих устройств темпами по 10—12% в год, это даст дополнительные $25—30 млрд через 5 лет, что при масштабах Apple – погрешность. В категорию сервисных продаж входят продажи приложений в App Store, различные подписки, Apple Pay и одно из самых главных – платежи Google за то, что ее поиск является дефолтным на устройствах iOS. А эта услуга по оценкам составляет до $20 млрд в год, т.е. четверть от всех сервисных продаж. В последние 5 лет темп роста выручки от сервисов составлял 18% в год. И даже если мы допустим, что в следующие 5 лет он будет около 15% (в чем я крайне сомневаюсь), то это добавит еще $70—80 млрд к выручке Apple. Если подводить итог, то я бы оценил потенциал роста выручки компании где-то в 8—10% в год, т.е. примерно до $600 млрд в год через 5 лет. И это достаточно агрессивный сценарий. Так что, как можно увидеть, до триллиона тут далеко. Но может у компании есть потенциал значительно увеличить маржинальность? Давайте посмотрим. Многие аналитики пишут, что Apple много денег будут приносить сервисы, которые дают значительно более высокую валовую маржинальность (gross margin). Если девайсы Apple приносят ей маржу около 36%, то сервисы почти в 2 раза выше – 71%. И действительно, если со временем микс продаж будет смещаться в пользу сервисов, то Apple будет увеличивать валовую маржинальность. Однако, если обратить внимание на операционные расходы, в которые входят исследования и разработки, маркетинг, общие административные затраты, то они у Apple растут: если 10 лет назад операционные затраты занимали не более 10% от выручки, то сегодня – это уже 14%. Отсюда можно сделать вывод, что в отличие от валовой прибыли, операционная прибыль не так разительно отличается между продуктами и сервисами. Несмотря на то, что за последние 10 лет сервисы удвоили свою долю в выручке, операционная маржинальность Apple значительно не изменилась. Так что большого потенциала я тут не вижу. Apple и так зарабатывает очень много. Еще пару-тройку процентных пунктов компания способна выжать, но маловероятно, что значительно больше. Если подводить итог, то потенциал роста операционной прибыли компании находится где-то в диапазоне от 10 до 12% в год. С таким потенциалом, обоснованной оценкой Apple является 22—25 годовых прибыли (EV / NOPAT), что транслируется в ценовой коридор от $130 до $150 за акцию. Таким образом, акции компании с текущей ценой в $195 переоценены, как минимум, на 30%. P.S. В оценку 22—25 годовых прибыли заложена доходность в 10%, т.е. при такой оценке адекватно рассчитывать на доход в 10% в год.
2 августа 2023
Apple. Обзор акций Сегодня я хочу запустить новый формат по обзору и верхнеуровневому анализу акций известных среди инвесторов компаний. Для обзоров я буду выбирать всем известные и популярные компании, акциями которых владеют многие. Обзор акций будет более поверхностным, но тем не менее – значительно более глубоким, чем 99% информации, которую вы можете найти в сети. И начнем мы с компании, которая всегда в центре внимания - AAPL . Сегодня эти акции особенно интересны, учитывая, что с начала года они выросли на 56%, а капитализация компании снова пробила $ 3 трлн долларов. Сегодня компания оценивается в 32 годовых прибыли. Выше Apple оценивалась только в 2020—2021 гг., в период бешенной эмиссии денег центральными банками всех развитых стран. Обратите внимание, что до 2020 г. компания всегда стоила меньше 20 годовых прибылей, а когда-то падала даже ниже 10. Я считаю, что оценка в 30—35 годовых прибылей фундаментально обоснована для компаний, которые способны выдать рост в 15—20% на горизонте 5 лет, т.е. нарастить выручку за 5 лет в 2—2,5 раза. Таким образом, выручка Apple при таком сценарии через 5 лет должна приблизиться вплотную к $ 1 трлн в год. По мне, как-то многовато. Но давайте разбираться по порядку. Структура выручки Apple раскрыта на графике. Чуть более половины выручки компании дают продажи iPhone. Рынок смартфонов достаточно цикличен, но в среднем за последние 5 лет компания продавала 215 млн смартфонов в год, или около 17% от всего рынка смартфонов. При этом вы можете обратить внимание, что в последние 3 года Apple увеличила свою долю рынка при стабильных продажах, т.е. общий рынок смартфонов падал. Не известно, насколько увеличение доли компании отражает ее закрепление на этих позициях, т.к. существенная часть эффекта связана как раз с тем, что в этот период было беспрецедентное стимулирование экономики. Когда деньги у домохозяйств исчерпаются, то вполне можно ожидать и возвращения к уровню в 200—210 млн смартфонов в год. Но, при позитивном развитии событий (т.е. увеличение доли рынка) я бы сказал, что можно рассчитывать на среднегодовой объем продаж в 240 млн штук, т.е. ≈260 млн в хорошие года, ≈220 – в плохие. Также не стоит забывать, что Apple постоянно увеличивает стоимость своих телефонов. Как в последние 5 лет, так 10 лет динамика была в диапазоне 3—4% в год. Обычно это происходит скачкообразно, т.к. идет резкое повышение средней цены продажи, а потом падение или стагнация в течение нескольких лет. Ну для агрессивного сценария можем взять 5% рост в год. Итого: потенциал роста выручки от продажи смартфонов составляет где-то 6—8% в год. Примерно такой же потенциал имеют продажи iPad’ов и Mac’ов. Отдельно их разбирать не буду, динамика там схожая: прирост доли при падающем рынке. Итого: ≈70% выручки имеют потенциал роста всего в 6—8% в год. Продолжение завтра...