🔵 Анализ акций JD.com. Часть 1
В прошлый раз я разбирал главного китайского ecommerce-гиганта – Alibaba
$9988 . И тогда я сказал, что вместо Alibaba предпочел акции JD.com
$9618 (купил их по 145 HKD). С тех пор, с конца октября, они уже выросли почти на 40%, однако, все еще остаются интересными с точки зрения долгосрочного инвестора.
В посте про Alibaba я сделал вывод, что в ближайшие годы стоит ожидать от рынка ecommerce роста не более, чем на 10% в год. Однако, если Alibaba находится на тренде потери доли рынка под давлением конкурентов, то JD.com как раз относится к одному из таких конкурентов, кто понемногу отъедает себе кусок пирога (за последние 3 года доля увеличилась примерно на 3%). JD.com – это второй по размеру игрок на рынке электронной коммерции Китая с долей примерно в 19%, т.е. почти 2,5 раза ниже, чем у Alibaba (≈48%).
На самом деле, несмотря на внешнюю схожесть, Alibaba и JD.com достаточно сильно отличаются друг от друга. Alibaba – это в большей степени экосистема для связи покупателей с продавцами. Она дает продавцам доступ к своим площадкам, предоставляет всю необходимую ИТ-инфраструктуру в виде системы управления заказами и оплатой, развернутые аналитические данные, ну и конечно же, рекламные услуги. Хранением и доставкой товаров как правило занимается не сама Alibaba, а крупные логистические компании - партнеры Alibaba. Прямые продажи товаров (т.е. когда Alibaba сама покупает товары и реализует на своих площадках) – это менее 5% от всего оборота товаров Alibaba (вкл. классические офлайн-магазины).
У JD.com же это показатель равен 25%. К тому же компания имеет крупный офлайн-бизнес в виде сети магазинов электроники, продуктовых супермаркетов 7Fresh, сети минимаркетов у метро и домов и т.д. Как ритейлер, компания в 3 раза больше, чем Alibaba, хотя оборот на всех ее площадках и магазинах меньше в 2,5 раза. В предыдущем посте я объяснял, как прямые продажи влияют на структуру выручки: если компания продает товар сама, то вся стоимость товара отражается в выручке, а если продает кто-то другой на площадке, то в выручке видны только комиссии за продажу, рекламные прочие услуги, которые в случае Alibaba в среднем «весят» 4,4% от стоимости товара, т.е. несмотря на огромные обороты дают малую часть выручки. Как итог, 5% доля прямых продаж Alibaba дает 34% от всей ее ecommerce выручки, а 25% доля у JD.com – уже почти 90%.
Из этой направленности JD.com в сторону ритейла вытекает ее основное конкурентное преимущество – собственная развитая логистическая сеть, которую JD.com начинала развивать еще с середины нулевых. Сейчас логистика выделена в отдельную компанию JD Logistics и даже обращается на бирже. Благодаря собственной логистике компания может более тщательно контролировать весь процесс доставки, обеспечивать его качество и скорость, а также лучше отсеивать контрафактную продукцию, что очень важно в такой стране, как Китай. Такой путь развития, конечно, медленней и значительно дороже, чем отдать все это в руки сторонних компаний, но дает преимущество, которое может стать ключевым по мере того, как рынок переходит от быстрого, хаотичного роста к качественному.
Другой момент, на который стоит обратить внимание – это количество активных покупателей в Китае. У Alibaba их 903 млн или примерно 62% от всего населения страны, включая детей. А у JD.com – 580 млн. Т.е. для дальнейшего роста Alibaba необходимо каким-то образом стимулировать его пользователей покупать больше и чаще. А у JD.com еще большое пространство для роста просто за счет экспансии и увеличения количества пользователей.
Третье — это политика Alibaba “Pick one from two”, суть которой заключалась в том, что компания не разрешала продавцам на ее платформах продавать что-либо на площадках конкурентов. За данную практику в 2021 г. Alibaba была оштрафована на 18 млрд юаней ($2,8 млрд). Таким образом, отмена такой практики дает JD.com дополнительное пространство для роста за счет прихода на площадки тех продавцов, которые ранее не могли этого сделать. ⬇️⬇️⬇️