LongTail
LongTail
2 декабря 2021 в 13:04
🔵Об оценке быстрорастущих компаний. Сегодня поговорим о том, какие оценки являются адекватными для быстрорастущих компаний. В прошлый раз я закончил на том, что бизнес с нулевым ростом должен оцениваться в 12,5 P/E, а бизнес с темпом роста в 2% в 17 P/E. Хорошо, ускоряем темпы роста. Допустим, компания зарабатывает $ 100 в год. Вы оцениваете, что бизнес будет расти на 4% в год в течение 3-х лет, после чего темп роста снизится до 2%. Тогда через 3 года его прибыли вырастут до $112,5 (100*(1,04)^3), а сам он должен быть оцениваться в 17 P/E (это мы определили выше), т.е. в $1 912. Не забываем также, что за эти 3 года компания заработала ок. $325 (104 + 108 + 113). Не важно, выплачивает она дивиденды, выкупает акции с рынка или накапливает средства на балансе – это сильно не влияет на оценку (об этом я писал в предыдущем посте). Т.е. общая стоимость у нас составляет 1 912 + 325 = 2 237. Если вы хотите, чтобы вложение принесло вам 8% годовых, то сегодня бизнес должен стоить 2 237 / (1,08)^3 = $ 1776, или оцениваться примерно в 17,8 текущих годовых прибылей (1776 / 100). Вот эту оценку в 17,8 P/E мы можем взять как базовую для компаний, растущих на 4% в год. Теперь возьмем, бизнес, который будет расти на 8% в год в течение 3 лет и далее темп роста сократится до 4%. Тогда повторяя вышеперечисленные расчеты и оценивая бизнес в 17,8 в конце прогнозного периода, получим, что сегодня ее оценка должна быть 20,6 P/E. Однако, после 3-лет темп роста может упасть и до 2%, или, наоборот, остаться тем же. В первом случае, ее оценка сегодня должна будет равна 19,8 P/E, во втором – 24,3. Рассчитывая разные варианты, вы получите диапазон оценки от 20 до 24 P/E для бизнеса, растущего на 8% в год. Общую логику, я думаю, вы поняли. Делая аналогичные вычисления для разных темпов роста, я рассчитал таблицу диапазонов P/E, которая приложена ниже. Если вы вкладываетесь долгосрочно (на 3–5 лет), то можете использовать ее, как ориентир для понимания того, адекватно вообще оценена компания или нет. Для спекулянтов она не подойдет, т.к. на коротком горизонте эмоции инвесторов и степень их любви к компании играют гораздо большую роль, чем фундаментальные показатели бизнеса. Как ее читать? Пусть по вашим оценкам компания будет расти на 15–20% в год в течение 3-х лет (1-й столбец). Тогда, если к концу прогнозного периода ее темпы роста снизятся до 8% в год, то сегодня ее адекватной оценкой будет 26-30 P/E, если же сохранятся на уровне 15%, то справедливая оценка сегодня должна находится в диапазоне 35-38 P/E. Так и формируется общий диапазон от 26 до 38 P/E (2-й столбец). Если текущие котировки находятся на нижнем уровне диапазона, то покупать акции сейчас – это достаточно безопасное вложение, если же ближе к 38, то уже рискованно, однако все еще может быть оправданно. Если уходит выше, то скорее всего компания переоценена и вложение в нее принесет вам меньше 12% в год (3-й столбец), что маловато, учитывая, что вы берете дорогую компанию и, соответственно, рискуете в случае, если ситуация в бизнесе будет складываться не в ее пользу. #учу_в_пульсе
23
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
27 апреля 2024
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
24 апреля 2024
CarMoney: сильные итоги 2023-го и амбициозные планы на будущее
8 комментариев
Ваш комментарий...
c
cccc
2 декабря 2021 в 13:58
это рост чп? а что делать с ростом выручки и убыточностью (озон, тесла до 20г,...)?
Нравится
1
LongTail
3 декабря 2021 в 7:27
@cccc я писал об этом в предыдущем посте, что пока мы делаем допущение, что компания вышла на свою нормальную маржинальность бизнеса. Там еще было допущение, что у компании нет большого запаса наличности или долга, т.к. это искажает показатель P/E. Здесь не стал это еще раз перечислять эти допущения, т.к. формат Тинькофф Пульс ограничен. По вашему вопросу: просто нужно нормализовывать прибыль, рынок как правило оценивает не по фактической прибыли, а по той, какую компания может зарабатывать, когда выйдет в зрелую стадию. Пример с той же Tesla. Сейчас P/E - 356, маржинальность по чистой прибыли - 7,4%. Если вы верите, что в своей зрелости она достигнет 20%, то примерно можете делить на 3. Т.е. нормализованная прибыль - ок. 120 P/E (округленно). Вот ее уже можно сравнивать с тем, что в таблице.
Нравится
LongTail
3 декабря 2021 в 7:27
Тоже самое с убыточными компаниями. Если в потенциале бизнес может зарабатывать, скажем, 10% маржи, а сейчас он убыточен, то берете показатель P/S и умножаете его на 10 (=1/10%). На примере ozon'а, сейчас его P/S - около 4,3, т.е. нормализованный P/E - 43, если вы верите, что в своей зрелой стадии его маржинальность достигнет 10%. Но к российским компаниям эта таблица не применима, т.к. у нас риски выше, поэтому компании торгуются значительно ниже американских аналогов.
Нравится
1
c
cccc
3 декабря 2021 в 7:28
маржинальность теслы 20%? я думал , что автопром низкомаржинадьный 2-5% и высококонкурентный
Нравится
LongTail
3 декабря 2021 в 8:11
@cccc Вы правы. Я к примеру написал, что если вы верите, что она достигнет 20%. Просто многие в это верят. Я лично - нет. Я думаю, в лучшем случае - 10-12%, за счёт государств, которые а) будут продолжать компенсировать часть цены для покупателей; б) жёстче регулировать бензин и дизель, за счёт чего Tesla будет продавать эмиссионные кредиты. Просто многие большие надежды возлагают на автопилот, что компания его сможет продавать массово. Я также скептичен на этот счёт.
Нравится
Авторы стратегий
Их сделки копируют тысячи инвесторов
Sozidatel_Capital
+45,9%
8,5K подписчиков
SVCH
+44,7%
7,9K подписчиков
dmz91
+38%
13,4K подписчиков
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Обзор
|
27 апреля 2024 в 15:48
Чем запомнилась прошлая неделя: сезон отчетностей в самом разгаре
Читать полностью
LongTail
18,8K подписчиков7 подписок
Портфель
до 5 000 000 
Доходность
+16,23%
Еще статьи от автора
18 октября 2023
Baidu – это не Google. В прошлый раз мы разобрали одну из крупнейших и влиятельнейших ИТ-компаний мира - Alphabet GOOG . Сегодня продолжим анализ этой индустрии и перейдем к очень похожей на нее компании – Baidu. Baidu часто называют китайским Google. Обе компании были основаны примерно в одно и тоже время, как поисковый сервис. Причем, интересно то, что Baidu 9888 не является копией Google GOOGL . Робин Ли, основатель Baidu, подал документы на патент на алгоритм ранжирования страниц еще в 1997 г., т.е. за год до основания Google. А Ларри Пейдж, сооснователь Google, ссылается на работу Ли в некоторых своих патентах на аналогичную технологию от Google. Также Baidu начали использовать аукционную модель размещения рекламы в 2001 г., примерно за 2 года до Google. Эта модель стала основным источников доходов как для Baidu, так и для Google. Обе компании стали лидерами в поиске (Google – почти во всех странах мира, Baidu – в Китае), обе компании имеют сильные позиции в облачных сервисах, обе являются лидерами в технологиях AI и обе являются ведущими разработчиками беспилотных автомобилей. Хотя Baidu и называют китайским Google, в отношении поиска это сравнение уже слабо применимо. Несмотря на бурное распространение смартфонов, значительно возросшее влияние социальных сетей и прочих приложений, Google смог сохранить свое доминирование практически во всех странах мира, его доля на рынке цифровой рекламы в мире (с учетом YouTube) сократилась с 48 до 41% в период с 2013 по 2022 гг. при том, что сам рынок вырос более чем в 5 раз. Для Baidu же ситуация выглядит совершенно иначе. На графике ниже вы можете увидеть, как снижалась доля компании в рекламных доходах 6 главных игроков рынка в Китае. Из графика можно увидеть, что Baidu проиграла борьбу за рекламные бюджеты остальным интернет-гигантам. Произошло это по нескольким основным причинам. Во-первых, Китай имеет самый крупный и развитый ecommerce-рынок в мире. Если в США доля онлайн-продаж от общего ритейла в 2022 г. составила ≈15% (по данным eMarketer), то в Китае ≈46%. И большинство покупателей этих товаров направляются напрямую на маркетплейсы, минуя поисковую систему. Поэтому продавцы товаров предпочитают размещать рекламу не в поисковике, а напрямую в маркетплейсе. Во-вторых, в Китае получили широкое распространение так-называемые super-apps. Это приложения, которые включают в себя множество функций, как, например, WeChat, через который люди общаются, читают новости, смотрят видео, оплачивают покупки, ищут товары, заказывают такси и т.д. Более того, эти super-apps создали экосистемы, позволяющие другим разработчикам встраивать свои приложения непосредственно в них. Естественно, люди пользуются многими услугами и ищут услуги через эти супер-приложения, не заходя в поиск. В-третьих, это развитие контента, основанного на рекомендательных алгоритмах. Китайские пользователи читают новости по рекомендациям (например, через агрегатор Toutiao), смотрят видео через приложение Douyin (китайская версия TikTok), фотографии через WeChat Moments и т.п. Да, на западе метод организации контента через «feed» тоже популярен, но не настолько, как в Китае. Как результат, люди просто перегружены подобным контентом и поисковые сервисы стали уже далеко не основными воротами в мир интернета. Конечно, Baidu пытается отвечать на новые запросы пользователей и запускать конкурирующие приложения в новых нишах, как, например, Haokan и Quanmin (аналоги TikTok) или социальная сеть Baidu Post. Однако, как правило, она делала это достаточно поздно и успех этих проектов был ограниченный. Также стоит помнить, что у Google есть операционная система Android и браузер Google Chrome. Эти 2 продукта, каждый из которых является лидером на своем рынке, помогают Google сохранять свой статус главных ворот в мир интернета. У Baidu нет таких преимуществ. ⬇️⬇️⬇️
3 августа 2023
🔵 Apple. Обзор акций. Часть 2 Продажи прочих устройств вряд ли сильно изменят картину. При всем успехе AirPods и Apple Watch сегодня они занимают лишь 10% от выручки компании. И даже при допущении, что AAPL сможет наращивать продажи прочих устройств темпами по 10—12% в год, это даст дополнительные $25—30 млрд через 5 лет, что при масштабах Apple – погрешность. В категорию сервисных продаж входят продажи приложений в App Store, различные подписки, Apple Pay и одно из самых главных – платежи Google за то, что ее поиск является дефолтным на устройствах iOS. А эта услуга по оценкам составляет до $20 млрд в год, т.е. четверть от всех сервисных продаж. В последние 5 лет темп роста выручки от сервисов составлял 18% в год. И даже если мы допустим, что в следующие 5 лет он будет около 15% (в чем я крайне сомневаюсь), то это добавит еще $70—80 млрд к выручке Apple. Если подводить итог, то я бы оценил потенциал роста выручки компании где-то в 8—10% в год, т.е. примерно до $600 млрд в год через 5 лет. И это достаточно агрессивный сценарий. Так что, как можно увидеть, до триллиона тут далеко. Но может у компании есть потенциал значительно увеличить маржинальность? Давайте посмотрим. Многие аналитики пишут, что Apple много денег будут приносить сервисы, которые дают значительно более высокую валовую маржинальность (gross margin). Если девайсы Apple приносят ей маржу около 36%, то сервисы почти в 2 раза выше – 71%. И действительно, если со временем микс продаж будет смещаться в пользу сервисов, то Apple будет увеличивать валовую маржинальность. Однако, если обратить внимание на операционные расходы, в которые входят исследования и разработки, маркетинг, общие административные затраты, то они у Apple растут: если 10 лет назад операционные затраты занимали не более 10% от выручки, то сегодня – это уже 14%. Отсюда можно сделать вывод, что в отличие от валовой прибыли, операционная прибыль не так разительно отличается между продуктами и сервисами. Несмотря на то, что за последние 10 лет сервисы удвоили свою долю в выручке, операционная маржинальность Apple значительно не изменилась. Так что большого потенциала я тут не вижу. Apple и так зарабатывает очень много. Еще пару-тройку процентных пунктов компания способна выжать, но маловероятно, что значительно больше. Если подводить итог, то потенциал роста операционной прибыли компании находится где-то в диапазоне от 10 до 12% в год. С таким потенциалом, обоснованной оценкой Apple является 22—25 годовых прибыли (EV / NOPAT), что транслируется в ценовой коридор от $130 до $150 за акцию. Таким образом, акции компании с текущей ценой в $195 переоценены, как минимум, на 30%. P.S. В оценку 22—25 годовых прибыли заложена доходность в 10%, т.е. при такой оценке адекватно рассчитывать на доход в 10% в год.
2 августа 2023
Apple. Обзор акций Сегодня я хочу запустить новый формат по обзору и верхнеуровневому анализу акций известных среди инвесторов компаний. Для обзоров я буду выбирать всем известные и популярные компании, акциями которых владеют многие. Обзор акций будет более поверхностным, но тем не менее – значительно более глубоким, чем 99% информации, которую вы можете найти в сети. И начнем мы с компании, которая всегда в центре внимания - AAPL . Сегодня эти акции особенно интересны, учитывая, что с начала года они выросли на 56%, а капитализация компании снова пробила $ 3 трлн долларов. Сегодня компания оценивается в 32 годовых прибыли. Выше Apple оценивалась только в 2020—2021 гг., в период бешенной эмиссии денег центральными банками всех развитых стран. Обратите внимание, что до 2020 г. компания всегда стоила меньше 20 годовых прибылей, а когда-то падала даже ниже 10. Я считаю, что оценка в 30—35 годовых прибылей фундаментально обоснована для компаний, которые способны выдать рост в 15—20% на горизонте 5 лет, т.е. нарастить выручку за 5 лет в 2—2,5 раза. Таким образом, выручка Apple при таком сценарии через 5 лет должна приблизиться вплотную к $ 1 трлн в год. По мне, как-то многовато. Но давайте разбираться по порядку. Структура выручки Apple раскрыта на графике. Чуть более половины выручки компании дают продажи iPhone. Рынок смартфонов достаточно цикличен, но в среднем за последние 5 лет компания продавала 215 млн смартфонов в год, или около 17% от всего рынка смартфонов. При этом вы можете обратить внимание, что в последние 3 года Apple увеличила свою долю рынка при стабильных продажах, т.е. общий рынок смартфонов падал. Не известно, насколько увеличение доли компании отражает ее закрепление на этих позициях, т.к. существенная часть эффекта связана как раз с тем, что в этот период было беспрецедентное стимулирование экономики. Когда деньги у домохозяйств исчерпаются, то вполне можно ожидать и возвращения к уровню в 200—210 млн смартфонов в год. Но, при позитивном развитии событий (т.е. увеличение доли рынка) я бы сказал, что можно рассчитывать на среднегодовой объем продаж в 240 млн штук, т.е. ≈260 млн в хорошие года, ≈220 – в плохие. Также не стоит забывать, что Apple постоянно увеличивает стоимость своих телефонов. Как в последние 5 лет, так 10 лет динамика была в диапазоне 3—4% в год. Обычно это происходит скачкообразно, т.к. идет резкое повышение средней цены продажи, а потом падение или стагнация в течение нескольких лет. Ну для агрессивного сценария можем взять 5% рост в год. Итого: потенциал роста выручки от продажи смартфонов составляет где-то 6—8% в год. Примерно такой же потенциал имеют продажи iPad’ов и Mac’ов. Отдельно их разбирать не буду, динамика там схожая: прирост доли при падающем рынке. Итого: ≈70% выручки имеют потенциал роста всего в 6—8% в год. Продолжение завтра...