13 ноября 2023
YNDX YNDX@US #yndx Яндекс — скандалы, интриги, разводы
Пока мы готовим для вас кое-что интересное, предлагаю взглянуть на SWOT анализ Яндекса, чтобы лучше верхнеуровнево понять суть бизнеса.
В моем понимании, на Яндекс стоит смотреть как на венчурный фонд. Имея стабильный, но ограниченный источник дохода за счет сегмента поиска и рекламы, эффективный менеджмент, управляющий компанией, вливает миллиарды в десятки перспективных и не очень проектов, которые создают эффективные программисты и не только.
В свое время и такси подвергалось критике. И где оно сейчас? Практически монополия на рынке и больше 40 миллиардов ожидаемой ебитды за этот год.
Акционерам остается лишь надеяться, что когда-нибудь маркет, яндекс плюс, фудтех и прочее станут новыми 'такси'.
А пока что на повестке дня разделение компании.
Обрисуем ситуацию.
С одной стороны, владельцы 80% акций — недружественные. С другой — ключевой бизнес сосредоточен внутри России. Яндекс стратегический актив для нашей страны. Поэтому тем, кто структурирует сделку предстоит буквально хирургическая работа по тому, чтобы все остались довольны, а главное, чтобы Яндекс не потерял свой основной актив — разработчиков высочайшей квалификации, а миноритарии на Мосбирже остались владельцами российской части бизнеса. В противном случае, потенциальную оценку стоит уменьшить раза в полтора-два-три, в зависимости от конкретного сценария.
А еще, очень надеемся, что в консорциуме покупателей не будет ВТБ, прости господи. В таком случае большая часть планов роста оКостенеет в тот же миг.
Кстати об оценке. Мало у кого в расчетах фигурировала цифра меньше 5000-6000 рублей за акцию. Предоставлю вам возможность проделать это упражнение самостоятельно)
1. Разделить весь бизнес на cash cow и венчур
2. Оценить потенциальную емкость рынка и долю Яндекса
3. Оценить сумму всех долей, разумеется, с дисконтом к зарубежным аналогам.
4. Вспомнить, что все это вы получаете бесплатно, в качестве бонуса к поиску и такси.
А еще, желающие могут подумать о том, во сколько раз вырастет маржинальность поездки на такси, если за рулем вместо таджика будет искусственный интеллект, затраты на разработку которого уже понесены.
На этом у нас все) Ждите подкаст и покупайте хорошие компании! Яндекс — хорошая компания. Но, нельзя забывать, что она так дешева сейчас не без причины.