В этом посте мы познакомимся с самыми популярными показателями / индикаторами фундаментального анализа.
P и E
• P — рыночная капитализация компании
• E — годовая прибыль компании
Самый распространенный, но от этого не менее значимый показатель — это соотношение Р/Е.
Коэффициент Р/Е показывает отношение рыночной капитализации компании к ее годовой прибыли. Соответственно, чем меньше этот показатель, тем лучше, так как «компании понадобится меньше времени, чтобы окупить вложения» (написано в кавычках, потому что прибыль — показатель достаточно условный и непостоянный).
В среднем для российских компаний этот показатель равен 5, для сравнения: в США эта цифра крайне редко опускается ниже 15. Тут важно сделать оговорку, потому что огромное значение при интерпретации данного коэффициента играет ключевая ставка, и чем она ниже, тем выше будет средний коэффициент Р/Е. Это отчасти объясняет высокие значение Р/Е в США, где ключевая ставка близка к 0.
Бывают и случаи, когда данный коэффициент рассчитать не удается по причине того, что прибыль компании отрицательна. Если такое событие в компании — разовое явление, вызванное внешними факторами, то переживать не стоит, но если это носит системный характер, явно стоит задуматься.
EBITDA / EV
EBITDA — прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (амортизация — расходы на поддержание оборудования в рабочем состоянии путем ремонта или накопления денег на его обновление).
А с чем сравнивать столь интересный показатель? Со справедливой стоимостью компании.
EV — стоимость компании с учетом всех ее задолженностей, денежных средств и эквивалентов. Этот показатель отражает, сколько денег нужно суммарно потратить на приобретение компании. Рассчитывается так: рыночная капитализация + долги – денежные средства и их эквиваленты.
На основе этих двух показателей можно рассчитать важнейшее соотношение — EV/EBITDA. Этот показатель по своему смыслу очень похож на показатель P/E, но можно сказать, что он является его усовершенствованной версией, так как принимает во внимание большее количество параметров состояния компании.
Еще немного показателей:
• Р/S — отношение капитализации компании к ее годовой выручке. Часто используется в ритейле.
• Долг/EBITDA показывает, насколько сильно закредитована компания. Чем больше этот коэффициент, тем выше долговая нагрузка компании.
• FCF — свободный денежный поток компании. Отражает сумму денег, которую можно «изъять» из компании без ущерба для дальнейшего ведения бизнеса. Часто именно этот показатель выступает базой для дивидендных выплат.
• ROE — рентабельность капитала. Отражает эффективность использования компанией своего капитала.
Существует множество показателей фундаментального анализа, и разбирать все — это достаточно долгий и нецелесообразный процесс. Пользоваться всеми сразу очень тяжело или даже невозможно.
Нет, к сожалению, и «железобетонно» надежных показателей. Поэтому каждый выбирает для себя те показатели, которые считает наиболее объективными, и пользуется именно ими. Также на выбор показателя часто влияет отрасль деятельности компании.