Ч.2. Изменения учетной политики иногда заслуживают внимания. Смотрим на примере Делимобиль
Если присмотреться к таблице с пересчетом PL за 6м2022, то можем увидеть как сокращается depreciation charge практически в 2 раза, вследствие чего также снижается убыток. Соответственно снижается стоимость основных средств, активов в форме права пользования и резерв переоценки. Обычно в инвест презентациях внимание направлено только на PL. По итогам 12м 2023 года эффект на чистаю прибыль может быть существенным.
Возможно, выход компании на чистую прибыль в 2023 и планы провести IPO среди розничных инвесторов как-то связаны с изменением accounting policy, но проспект ЦБ сообщает нам, что все дело в высокой волатильности рынка транспортных средств.
А теперь поясним последовательность действий. До 30.06.2023 компания "Делимобиль" признавала внеоборотные активы по переоцененной стоимости (FV method). Данная практика применяется крайне редко в виду значительных костов на услуги оценщика, аудиторов и трудозатраты персонала. Обычно FV method применяют для относительно небольшого пула активов с высокой балансовой стоимостью, принимаемых в качестве залога для финансирования.
На практике это действует следующим образом. Ежегодно независимый оценщик проводит оценку активов, вследствие чего компания отражает переоценку или обесценение активов. Чем выше стоимость переоценных активов, тем больший обьем финансирования можно привлечь под обеспечение. Данная практика является полезной, если менеджменту необходимо отслеживать рыночную конъюнктуру и выполнять сушественные по стоимости сделки с активами. Обратной стороной является рост амортизации при увеличении стоимости активов. Для примера, такой подход применяют некоторые авиакомпании и судовладельцы.
Начиная с 30.06.2023, менеджмент "Делимобиль" принимает решение применить модель учета транспортных средств по первоначальной стоимости (Cost method). Данное решение возвращает стоимость ТС к первоначальной стоимости (фактически понесенные расходы на приобретение), вследствие чего амортизация рассчитывается, исходя из более низкой первоначальной стоимости ТС, приобретенных в значительной степени до 2022 года.
Для примера, Cost method применяют Аэрофлот (best practice), Глобалтрак.
Из общеизвестной практики, бизнес принимает решение пересматривать учетную политики в отношении ключевых активов только в крайнем случае. Думайте.
#делимобиль #ipo #пульс_учит $DELI