#флот #подвиг #йемен #Красное_море #хуситы
ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ Вспомогательного флота.
Чем был интересен вспомогательных флот?
Боевые корабли требуют ремонта, топлива, воды и разных прочих ресурсов.
Поэтому требуется много невооружённым судов обеспечения. В составе флота они не числились, а относились к Дальневосточному морскому пароходству для Тихоокеанского флота, Новороссийского пароходства для Черноморского флота.
В качестве маскировки, конечно. А так служба на них во вполне мирное время была чревата опасностью для жизни при выполнении задач.
Таковым танкером был "Владимир Колечицкий". Экипаж корабля совершил настоящий подвиг, который был ничем не отмечен и забыт. Увы...
В ноябре 1985г. танкер вышел из Владивостока на боевую службу в Красное море и 13 января 1986г. с десятью тысячами тонн горючего в танках и тридцатью тоннами бензина в трюме и на верхней палубе и в соответствии с приказом стал "на бочку" на рейде порта Аден, столицы Южного Йемена. Никто из моряков и в страшном сне не мог предполагать, что случится потом.
А в Адене в это время произошел военный переворот, и развернулись настоящие боевые действия между армией и флотом, стоящими на разных политических позициях.
Причиной послужило то, что по приказу генсека ЦК Йеменской социалистической партии Али Насера Мухаммеда прямо на заседании политбюро его охрана убила нескольких своих политических оппонентов.
В городе и на его подступах шли ожесточенные бои - ракетные катера обстреливали президентский дворец, им отвечали танки и артиллерия, в воздухе носились боевые самолеты, свистели снаряды, рвались ракеты. Город горел, снаряды катеров попадали в здание правительства и башню "Литтл Бен"", остановив башенные часы.
В городе и окрестностях действовали две танковых дивизии, мотопехотные бригады на автомашинах и бронетранспортерах подходили к городу из разных гарнизонов и с ходу ступали в бой. Танковыми частями командовал Фаттах Исмаил .
Флот и береговые части под командованием Насера Мухаммеда сражались на другой стороне. А йеменский флот в то время представлял немалую силу - 22 корабля, дивизион ракетных катеров, 2 танковых роты и бригаду морской пехоты. Крупнокалиберные береговые батареи, установленные еще англичанами, развернув башни, били своими тяжелыми снарядами по танкам. Аэродром Адена, полуразрушенный и горящий, переходил из рук в руки. По низколетящим самолетам била зенитная артиллерия кораблей и ПЗРК "Стрела", небо было покрыто черными шапками разрывов и трассами автоматических пушек. В первый же день было сбито 3 самолета.
Стоявший неподалеку от "Колечицкого" йеменский средний десантный корабль с бортовым номером 138 вел интенсивный огонь по самолетам и подбил один. В ответ СДК был атакован штурмовиками Су-7Б и потоплен ракетами.
"Колечицкий", пришвартованный к "бочке", в узкой аденской бухте попал под перекрестный огонь с обоих берегов. Правда, обе враждующие стороны опасались попасть в танкер, прекрасно понимали, что его взрыв снес бы половину аденского порта, а горящее топливо уничтожило бы корабли в бухте и на рейде.
Однако это не мешало танкам стрелять по противнику почти между мачт "Колечицкого". В один из танков попал ответный крупнокалиберный снаряд береговой батареи, взорвался боекомплект и башня, кувыркаясь, пролетела над мостиком танкера и упала в море. В бухте перекрещивались огненные трассы зенитных "шилок", вставали разрывы реактивных снарядов установок "Град", горели и взрывались суда, совсем рядом тонул йеменский десантный корабль. Это был настоящий ад - на улицах горели десятки танков и бронетранспортеров.
Три долгих дня танкер "Владимир Колечицкий" находился в центре боя, осуществляя радиосвязь с посольством (посол СССР в Адене без санкции Москвы не давал разрешения на выход), пока капитан на свой страх и риск не принял решение самостоятельно уходить из порта - 30 тонн бензина на верхней палубе могли взорваться в любой момент от случайной пули или осколка. Но как это сделать?
Продолжение следует.
$FESH $NOMP $NOMPP $FLOT