Читаю свою 35 книгу в этом году, к слову, такими темпами ранее поставленная мною цель в 70 книг за 2024 год будет достигнута. В этот раз свой выбор я остановил на Ричарде Талере (новая поведенческая экономика).
Думаю, здесь справедливо будет упомянуть и других авторов, исповедующих схожую парадигму в своих научных работах и являющихся признанными гениями своего времени: Амос Тверски, Даниэль Канеман, Насим Талеб. В этом посте я хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями, которые во мне породила одна из тем их научных работ, и сделаю акцент на части, являющейся для нас - долгосрочных инвесторов, последователей идеологии fire - базисом.
Когнитивные искажения инвесторов.
Отклонения в поведении, восприятии и мышлении, которые связаны с особенностями работы человеческого мозга и могут быть вызваны различными убеждениями, эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации. Обусловлены данные отклонения конфликтом двух зон головного мозга. лимбической системы и неокортексом (новая кора).
Рассмотрим виды когнитивных искажений, в которых люди склонны принимать нерациональные решения:
-иллюзия кластеризации
-ошибка игрока
-эффект владения и неприятия потерь
-транзакционная/потребительская полезность
-невозвратные затраты
-ментальный учет
-иллюзия контроля
-субъективное восприятие информации
Каждый из этих пунктов заслуживает более детального разбора, но сегодня я бы хотел подробнее поговорить о транзакционной/потребительской полезности. Финансовое благосостояние невозможно без разности между доходами и статьей расходов. Чем выше разность, тем быстрее растет капитал. Исходя из этого вполне логично было бы увеличивать свои доходы, сохраняя низкий уровень потребления. На деле же часто все получается совсем иначе. Давайте разбираться.
Полезность бывает:
-потребительская
-транзакционная
Потребительская полезность — это разница между ценностью продукта для человека и издержками на приобретение, в том числе ценой. Если она положительная, то люди покупают.
Транзакционная полезность — это разница между фактически оплаченной и ожидаемой потребителем ценами. Другими словами, если человек ожидает одну цену, а заплатить нужно больше, то он недоволен. Если же ожидает больше, а предоставляется шанс купить дешевле - рад и счастлив.
Итоговая полезность является суммой потребительской и транзакционный полезности.
Часто складывается ситуация, когда транзакционная полезность превышает потребительскую и мы покупаем не из необходимости, а из-за удовольствия обладания вещью, которая досталась нам дешевле, чем мы изначально ожидали. Акции, скидки, рассрочки без переплат, черные пятницы и многое другое - мы стали легкой добычей для асов маркетинга.
Просто представьте сколько у вас ненужных атрибутов капиталистического общества. Какова их стоимость, какой денежный поток на горизонте года, пяти, десяти лет они бы смогли сгенерировать?
Мои мысли: один из моих любимых экономистов Вильфредо Парето сформулировал универсальный принцип, который можно применить практически к любой сфере. 80/20. В данном контексте для нас с вами это звучит так: 20% трат, которые вы пресечете, сгенерируют вам 80% вашего денежного потока. Исходя из этого нам не нужно отказываться от всего. Очень важно определить для себя относительную зону комфорта, опираясь на собственные материальные/ духовные ценности, где вы будете каждый день продолжать движение к цели, но при этом жить не стесненно.
Спасибо за внимание!
#пульс
#пульс_учит
#пульс_оцени
#новичкам
#экономика
#fire