10 мая 2024
USDRUB ROSN
Фактический экономический абсурд: нефтедобывающие компании производят нефтепродукты себе в убыток😁. На первый взгляд похоже на чушь, но давайте посчитаем. Откуда звоночек? Татнефть заявила об убытках, а это 5 по размеру нефтяная компания. ВЕДОМОСТИ подлили масла в огонь заявив об этом, как массовой проблеме. Восстановление НПЗ идёт крайне медленно и основная причина, похоже в том что это оказывается выгодно бизнесу. Помните флуд, что в России дёшево добывается нефть и она рентабельна при любых ценах на нее. У флагмана Роснефти всего 3$. Таки это же почти бесплатно🤔
Берём отчётность Роськи и смотрим, что 3 бакса это только лишь операционные расходы дивизиона "Добыча нефти" и не учитывают капитальные зарплаты, накладные, транспортировку и зарплаты. В итоге Минэнерго даёт усредненную себестоимость от 27..45$ за баррель, в зависимости от сложности условий добычи. Тут наступает главное: приходит государство, протягивает свою хищную лапу и понеслось: НДПИ(Роська за прошлый год заплатила только НДПИ в 17 раз больше операционных расходов) , чуть больше 1000 руб с каждой тонны забирает себе госмонополист Транснефть за доставку на НПЗ, средние затраты на переработки на НПЗ составляют 5500 руб/тонна, отгрузка с НПЗ снова 1000 руб/тоннатонна. Самый передовой Нижегородский завод производил из тонны нефти: 50 кг авиационного керосина, 550 кг бензина и дизеля и 200 кг мазута. Как только они произведены государство снова накладывает свою когтистую лапулапу с требованием платить акцизы: 15 тыр руб на т/бензина, 10 тыр руб на т/ дизеля и 2800 на а/керосин. При реализации прилетает дополнительно НДС. Содержание собственных АЗС, их логистику промежуточное хранение, биржевые комиссии, региональные налоги вообще даже не берём во внимание. Считаем по минимуму. На основе данных за 4 квартал 2023 года: тонна нефти себестоимости 31600 руб, после переработки на НПЗ становиться одной тонной нефтепродуктов по 38600 руб. , тонна бензина до акциза 45100, после акциза 56500. Добавляем НДС и транспортировку получаем 68800.🤪 что соответствует 53,5 рублям за литр😁. Ты слышишь, Карл? А 39 из них государство уже забрало налогами😲 Есть изюминка в этом расчёте. Посчитано что всё звенья этой цепи работали только по себестоимости, не закладывали свою прибыль. А такое бывает? Если на каждом этапе заложить даже смешную прибыль в 5 %, то на выходе по бензину получим согласно данным Минэнерго за 4 квартал прошлого цифру в 67,45 рубля. Соломинкой, сломавшей хребет рентабельности нефтепеработки стало в этом году возмещение нефтяникам всего 70% бывшего демфера от требуемого, по понятным причинам, , что и было закреплено постановлением правительста. В этих условиях нефтяники сами стали снижать объемы переработки по причинам участившихся ремонтов, а тут ещё полетели боевые комары и появился дополнительный повод. Осенью 23 года власти впервые ввели запрет на экспорт бензина, продленный в этом году до осени. По итогу факт: нефтепереработка экономически не выгодна. Сами заправки уже почти год не зарабатывают денег на топливе, а на сопутствующих товарах и услугах, доля которых в отдельных регионах уде дошла до 50% в выручке АЗС.
Начинаю догадываться почему Лукойл так долго чинит установку крекинга на Нижегородском заводе и снова перенёс срок вправо на 2 месяца. 🙂
Пришли к главному, зачем мы всё считали: оказывается нефтепереработка уже не приносит прибыли. С неё выжали всё, уже больше возможного. И если стоимость корзины продуктов нефтепеработки должна была торговаться в России по цене 45100 за тонну, то Внимание: средняя цена реализации Российской нефти за тонну по первому кварталу 24 года составила 43800 за тонну. С начала года завершился налоговый маневр, результатам которого стало обнуление экспортной пошлины. Нафига перерабатывать, жижу толкать гораздо выгодней. Да, блин, экономика. Скоро добывать золото в стране станет убыточно. 🤪Пять торговых сессий назад , понимая рост бакса, стал подбирать фьючи, вот результат. Профита всём🙂.