С начала года акции российского IT-гиганта прибавили уже 30%. А недавно Яндекс выпустил отчет за четвертый квартал 2023 года. Мы проанализировали его и пришли к выводу, что фундаментальная привлекательность бумаг сохраняется. Обо всем подробнее рассказываем далее в обзоре.
ЧТО С БИЗНЕСОМ В ЦЕЛОМ?
Выручка выросла на 51% г/г (до 249,6 млрд рублей) и оказалась в рамках наших ожиданий (около 246 млрд руб).
Скорректированная EBITDA показала рост на 92% г/г (до 32,9 млрд рублей), а маржинальность по этому показателю увеличилась на 2,8 п. п. в годовом выражении (до 13,2%).
А вот чистая прибыль ушла в отрицательную зону на 6,3 млрд рублей. Убыток связан в основном с обесценением нематериальных активов (на 6,3 млрд рублей) и сокращением доходов от курсовых переоценок. Однако, если скорректировать прибыль на определенные расходы на программы мотивации сотрудников (основанные на акциях), единоразовые расходы на реструктуризацию, прибыль от изменения курсов валют и убыток от обесценения нематериальных активов, то убыток превращается в прибыль в размере 11,8 млрд рублей. Такой размер скорректированной прибыли превышает прошлогодний показатель почти в 16 раз (годом ранее было 0,8 млрд рублей)
КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В КАЖДОМ ИЗ СЕГМЕНТОВ БИЗНЕСА?
Поиск и портал (рекламный бизнес)
Выручка сегмента все еще показывает стабильный рост, но он нормализуется. После ухода иностранных игроков Яндекс смог существенно нарастить долю на российском рынке онлайн-рекламы — до 70% в 2022-м (по оценкам рынка АКАР). В 2023 году положительный эффект начал ослабевать и со второго квартала. 2023-го мы видим замедление темпов роста г/г. По итогам четвертого квартала рост рекламной выручки составил 45% г/г.
В следующих кварталах нормализация ускоренного роста рекламной выручки Яндекса, скорее всего, продолжится по мере исчерпания позитивного эффекта от снижения конкуренции и на фоне высокой базы прошлого года.
Скорректированная EBITDA сегмента по итогам четвертого квартала выросла на 36% г/г (до 50,2 млрд рублей), а маржа по этому показателю снизилась на 3,1 п. п. в годовом выражении (до 49,7%). Давление на маржинальность оказали:
Отметим, что рекламный бизнес Яндекса относится к высокомаржинальным. Исторически маржа по скорректированной EBITDA у этого сегмента колебалась в районе 47% и выше, а на среднесрочном и долгосрочном горизонтах она ожидается на уровне 45% и выше. Добавим, что рекламный сегмент вносит основной вклад в EBITDA компании.
Электронная коммерция
Яндекс Маркет, Яндекс Лавка в России, доставка еды из магазинов в Яндекс Еде и Маркет Деливери
В четвертом квартале 2023 года совокупный товарооборот (GMV) вырос на 46% г/г (замедление с +67% г/г в третьем квартале) и достиг 163,9 млрд рублей. По итогам года товарооборот на сервисах Яндекса достиг 503,4 млрд рублей — это третий результат среди российских маркетплейсов, сразу после Wildberries и Ozon. В целом рынок электронной коммерции за 2023 год, по оценкам Data Insight, достиг 8,1 трлн рублей, показав рост на 41% г/г (годом ранее были аналогичные темпы роста). Таким образом, доля Яндекса на этом рынке составила около 6%. Для сравнения: доля Ozon — около 20%.
Показатели Яндекс Маркета за четвертый квартал 2023-го
Что касается рынка e-grocery (онлайн-продажи и доставка продуктов питания), то он в России тоже активно набирает обороты. Так, по итогам 2023-го он вырос на 41% г/г (до 779,6 млрд рублей). В целом этот рынок можно разделить на несколько основных групп:
К этому направлению e-grocery Яндекс относит Яндекс Еду, Маркет Деливери, Яндекс Лавку, а также продажу товаров повседневного спроса (FMCG) на площадке Яндекс Маркета. Совокупный товарооборот данного направления e- компания не раскрывает, но, по нашим оценкам, доля Яндекса на этом рынке по итогам года составила около 15—20%.
Теперь поговорим о финансовых результатах сегмента электронной коммерции. Выручка по итогам четвертого квартала, как и товарооборот, показала куда более скромный рост (+49% г/г), чем в третьем квартале (тогда было +79,5% г/г). При этом рост выручки снова обогнал рост товарооборота. Это связано с улучшением комиссии для сторонних продавцов (3P) на маркетплейсе Яндекс Маркет и с растущей долей рекламной выручки во всем направлении электронной коммерции. Сейчас 3P-комиссии на Яндекс Маркете самые низкие на рынке среди среди ведущих маркетплейсов.
Компания не раскрывает данных касательно убыточности или безубыточности по скорректированной EBITDA для сегмента электронной коммерции. По нашим оценкам, сегмент электронной коммерции все еще остается в убытке. При этом юнит-экономика (доход с одного заказа) всего сегмента электронной коммерции улучшилась на 3 п. п. по сравнению с прошлым годом. Яндекс Маркет сумел удержать плюс по юнит-экономике уже второй квартал подряд. Отдельно стоит выделить сервис Яндекс Лавка, который на протяжении трех кварталов подряд удерживал положительную EBITDA. Однако в четвертом квартале сервис, вероятно, вновь ушел в минус на фоне тяжелых условий для всего рынка e-grocery.
Райдтех
такси, скутеры и каршеринг
В четвертом квартале совокупная стоимость поездок (GMV) в этом сегменте выросла на 50% г/г (до 327,0 млрд рублей). Рост GMV в странах СНГ и EMEA-регионе (Европа, Ближний Восток и Африка) показал трехзначные темпы. Общая доля поездок вне России продолжила расти и составила 35%. Количество пользователей приложения Yandex Go выросло на 18% г/г — до 47,4 млн. Из них 95% — это пользователи сервисов такси.
Теперь рассмотрим динамику доходов сегмента. В четвертом квартале рост выручки остался примерно на том же уровне, что и в третьем квартале — +45,4% г/г (до 50 млрд рублей). При этом рост выручки оказался слабее роста товарооборота. Это говорит о том, что компания продолжает вкладываться в привлечение новых водителей на фоне продолжающейся нехватки водителей на рынке.
Скорректированную EBITDA сегмента райдтеха компания не раскрывает. По нашим оценкам, этот сегмент приносит положительную EBITDA, а маржа по этому показателю достигает двузначных цифр. То есть райдтех-сервисы, скорее всего, вносят второй по величине вклад в совокупную EBITDA Яндекса (сразу после рекламного сегмента).
O2O-сервисы
Яндекс Доставка, доставка из ресторанов Яндекс Еда и Маркет Деливери, Яндекс Лавка за рубежом и Яндекс Заправки
В четвертом квартале 2023-го товарооборот достиг 104,1 млрд рублей, показав рост на 56% г/г (замедление с +104% г/г в третьем квартале). Основной вклад в рост внесли сервисы Яндекс Доставка (+79% г/г) и Food Delivery (доставка заказов из ресторанов Яндекс Еды и Маркет Деливери, +50% г/г).
Рост выручки продолжил замедляться второй квартал подряд и в четвертом квартале достиг двузначных значений (+69% г/г против +112% г/г в третьем квартале).
Компания не раскрывает данных касательно убыточности или безубыточности по скорректированной EBITDA для сегмента доставки и прочих O2O-сервисов. По нашим оценкам, сегмент все еще убыточный, но его убыток гораздо меньше убытка сегмента электронной коммерции, так как направление доставки из ресторанов является более зрелым бизнесом, чем доставка из магазинов, и может быстрее выйти в плюс.
Яндекс Плюс и развлекательные сервисы
Выручка сегмента увеличилась на 72% г/г благодаря:
Данный сегмент уже третий квартал подряд демонстрирует положительную скорректированную EBITDA. Однако по итогам четвертого квартала она заметно меньше, чем кварталом ранее — всего 0,3 млрд рублей. Снижение произошло на фоне роста расходов на привлечение пользователей и промо-акций.
Классифайды (объявления)
В четвертом квартале выручка сегмента выросла на 79% г/г, а скорректированная EBITDA — на 69% г/г (до 0,4 млрд рублей).
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Устройства и Алиса — 57% выручки сегмента
Яндекс Облако — 11% выручки сегмента
В четвертом квартале выручка достигла 34,9 млрд рублей, а ее рост значительно ускорился — до +84% г/г с +68% г/г кварталом ранее. Драйверы роста следующие.
Убыток сегмента по скорректированной EBITDA вырос на 87% г/г и достиг 15,8 млрд рублей. Рост убытка в основном вызван:
Пожалуй, главное, чего ждали инвесторы от Яндекса в последнее время, — это новости по разделению бизнеса.
Напомним
Наиболее важный вопрос для инвесторов в российском периметре — на каких условиях будет проходить обмен акций голландской Yandex N.V. на бумаги новой российской компании (МКАО «Яндекс») после приобретения ею публичного статуса.
Ну и что?
Мы сохраняем нашу идею на покупку акций Яндекса и повышаем наш таргет до 4 293 рублей за акцию (ранее — 3 490 рублей за акцию). С фундаментальной точки зрения бумаги по-прежнему выглядят привлекательно. При этом стоит учитывать, что на данный момент сохраняется риск неопределенности пропорции обмена акций нидерландской компании на бумаги российской структуры.