По итогам третьего квартала рост товарооборота (GMV) на площадке Ozon существенно ускорился — до +140% год к году. Это самый быстрый рост GMV за последние восемь кварталов.
Ozon продолжает расти минимум вдвое быстрее рынка. Напомним, что рост рынка электронной коммерции в России в 2023 году ожидается на уровне +30% г/г.
Основной драйвер роста товарооборота — это наращивание продаж сторонними продавцами на платформе Ozon (+156% г/г). Их доля в совокупном товарообороте увеличилась на 5,2 п. п. по сравнению с прошлым годом и достигла уже 83,4%. 1P-бизнес также активно восстанавливается после падения оборотов в 2022 году. Так, выручка от продаж собственных товаров Ozon на своей площадке выросла на 52% г/г (ускорение с +32% г/г во втором квартале).
Тем временем количество заказов на платформе увеличилось на 134% г/г (до 251,1 млн) за счет роста числа активных покупателей (+30% г/г, до 42,4 млн человек) и увеличения частоты заказов до рекордных 19,2x.
При этом компании удалось нарастить средний чек почти на 3% г/г. Последний раз средний чек показывал рост только в 2020 году. Роста удалось достичь благодаря увеличению доли продаж товаров с высокой средней стоимостью (high average item value).
ВЫРУЧКА
Совокупная выручка выросла на 77,5% г/г за счет увеличения сервисной выручки (+98,5% г/г). К сервисной выручке относятся следующие доходы.
Они выросли на 62% г/г, даже несмотря на продолжающееся снижение средней ставки комиссий (take rate), которые Ozon взимает за размещение на своей площадке, — до 11,1% с 16% в первом квартале 2023-го и 12% во втором квартале. Снижение средней ставки комиссии по-прежнему связано с различными механизмами стимулирования продавцов (ценовые промоакции, мотивационные программы за выполнение определенных действий на платформе и т. д.).
Она продолжает активно расти (+191% г/г). Эта статья доходов занимает уже 4,3% совокупного товарооборота.
Они выросли почти в 14 раз в годовом выражении (примерно до 3,6 млрд рублей). Совокупное число пользователей Ozon карты составляет 29 млн. При этом около половины товарооборота осуществляется через Ozon карты. Бизнес банка остается прибыльным для всей группы Ozon.
РАСХОДЫ
Напомним, что, согласно обновленному подходу компании, себестоимость разделяется на две составляющие:
Кратный рост оборота и количества заказов на платформе требует и кратного роста расходов. Так, в третьем квартале продолжился трехзначный рост затрат на фулфилмент и доставку, который обогнал рост товарооборота. Поэтому эти расходы в пересчете на один заказ выросли на 4% г/г. В поквартальной динамике этот показатель вырос почти на 9% кв/кв.
В преддверии сезона высоких продаж Ozon наращивает инвестиции в новые складские мощности. В четвертом квартале мы, вероятно, увидим продолжение этого тренда.
Добавим, что большая часть расходов приходится на оплату труда, которая на фоне текущего дефицита кадров на рынке подверглась значительной инфляции.
Другие операционные расходы в расчете на один заказ показали снижение в годовом выражении:
ПРИБЫЛЬНОСТЬ
В третьем квартале Ozon не смог удержать скорректированную EBITDA в положительной зоне и показал минус 3,9 млрд рублей (годом ранее было минус 1,6 млрд рублей). Однако менеджмент рассчитывает, что по итогам года компания все еще может выйти в небольшой плюс по EBITDA, даже с учетом возможного отрицательного значения в следующем квартале. Пока по итогам девяти месяцев 2023-го скорректированная EBITDA в плюсе на 4,1 млрд рублей.
Чистый убыток по итогам третьего квартала вырос на 69% кв/кв и на 6% г/г. На прибыльность давит рост не только операционных расходов, но и процентных — они выросли почти в четыре раза в годовом выражении (до 9,7 млрд рублей), в том числе на фоне повышения ключевой ставки Банком России.
Денежный поток от операционной деятельности вырос в три раза в годовом выражении и составил 24,9 млрд рублей. Большой вклад в рост внесли такие факторы, как:
Ozon также практически удвоил капитальные расходы (+93% г/г и +31% кв/кв) на фоне открытия новых складских мощностей, которые подготовят ритейлера к сезону высоких продаж.
Форвардный мультипликатор EV/GMV, который учитывает прогноз показателей за 2023 год, по нашим оценкам, составляет 0,5x. Это в два раза ниже значений 2021-го (около 1x).
Что касается планов по редомициляции, то компания, как и все эмитенты с зарубежной пропиской (Ozon зарегистрирован на Кипре), рассматривает разные варианты. Однако пока никаких заявлений от Ozon на этот счет не поступало. Компания не выплачивает дивиденды, поэтому не испытывает трудностей с этой точки зрения. Перенос регистрации Ozon в дружественную юрисдикцию будет иметь для инвесторов единственный плюс — инфраструктурные риски снизятся.
Сейчас акции компании торгуются на Мосбирже и на бирже в Астане (AIX).
Ну и что?
Мы сохраняем нашу идею на покупку бумаг Ozon с целевой ценой в 3 490 рублей за бумагу. Потенциал роста на горизонте года — еще 17%.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.