Глава «Росатома» рассказал о географии стройки судов для Северного пути
Лихачев: определенные группы судов для Северного пути будут заказаны в КНР
Чтобы обеспечить Северный морской путь необходимым количеством судов, строить флот «нужно везде», уверен глава «Росатома» Алексей Лихачев. Обеспечить судами можно и российскими, и китайскими, и даже корейского производства
Для того чтобы обеспечить потребность Северного морского пути (СМП) во флоте, строить суда «нужно везде», считает глава «Росатома» Алексей Лихачев. «Его (флот. — РБК) нужно строить на наших верфях: это и «Звезда» — там строится ледокол «Лидер» . И у обновленной, перезагруженной ОСК (Объединенной судостроительной корпорации. — РБК), без сомнения, есть такие планы, мы с ними их отрабатываем. Я думаю, что рано или поздно определенные группы судов будут заказаны в Китайской Народной Республике. Мне кажется, восстановятся наши отношения и с Республикой Корея, — рассказал Лихачев РБК. — Там встал ряд ранее запущенных процессов, но по тем сигналам, которые мы видим оттуда, это не нравится, в первую очередь, самому корейскому бизнесу. Поэтому, мне кажется, рано или поздно эта ситуация разрешится».
И сам «Росатом» (с 2018-го — инфраструктурный оператор СМП), и инвесторы, которые реализуют проекты в российской части Арктики по добыче и экспорту энергоносителей и металлов, неоднократно говорили о проблеме нехватки грузового и ледокольного флота для круглогодичного судоходства по направлению. Согласно оценке самой госкорпорации, к 2030-му необходимо 160 судов высокого ледового класса для экспорта продукции арктических проектов: на 2023-й на СМП работало 30 судов, в процессе строительства находились 33 судна.
Модернизацию судостроительных мощностей оценили почти в ₽2 трлн
Построить флот в достаточном объеме на российских верфях крайне сложно: для судоходства по СМП нужны крупнотоннажные суда, строить которые в России можно только на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и ССК «Звезда» в Большом Камне Приморского края. Оба завода уже загружены на несколько лет вперед, в том числе заказами на атомные ледоколы. Технически построить их можно на керченском заводе «Залив», но зайти на построенном в Крыму судне в порты за пределами России будет «проблематично», объясняет источник РБК на одном из судостроительных заводов.
В советское время крупнотоннажное строительство велось на заводе в Николаеве, который теперь находится на территории Украины. Завод был построен в южной части СССР с расчетом на благоприятный климат, который позволяет сокращать расходы на освещение и отопление и поддерживать высокие темпы работы круглый год. Предприятие прекратило свою работу задолго до начала специальной военной операции.
В чем особенность строительства в других странах
По словам источника РБК, близкого к ОСК, в 2023 году в правительстве обсуждали возможность заказа атомных ледоколов в Китае, но тогда от этой идеи отказались для сохранения технологического суверенитета. «Можно заказать в Китае один такой ледокол, и через пять-десять лет КНР создаст свой собственный ледокольный флот, что по факту будет означать утрату лидерских позиций России в части атомного ледокольного судостроения», — объясняет он.