28 ноября 2022
#мысливслух, стоит ли покупать YNDX Часть 4
В 4 части сравним YNDX с OZON и Wildberries (частная компания, а следовательно компания не разглашает большинство операционных показателей), чтобы понять позицию компании относительно других участников рынка и возможные сценарии развития компании.
История Яндекс Маркет начинается с сервиса Беру, который был выкуплен в конце 2020г.
По итогам 2021 года по обороту маркетплейсов распределение игроков на рынке было следующим:
Wildberries - 844 млрд
Ozon - 445 млрд
AliExpress - 306 млрд
Яндекс.Маркет - 122,2 млрд
Сбермегамаркет - 29 млрд
В 2022г AliExpress объявил о том, что останавливает инвестиции, а значит, выбывает из борьбы за растущий рынок.
Сбербанк не раскрывает отчетность, поэтому мы не рассматриваем Сбермегамаркет в сравнении.
Онлайн торговля в России продолжает активно расти, в 2020 году только 50% россиян сделали хотя бы 1 онлайн заказ, в то время как в Китае 64%, В Германии 74%, в Великобритании 84%. А значит перспективы у рынка огромные.
В 2022 доли рынка E-com распределились следующим образом:
🥇Wildberries с долей рынка ~25%
🥈$Ozon ~ с долей рынка 15%
🥉Яндекс Маркет ~ с долей рынка 5%
Яндекс последний из тройки вступил в борьбу за долю рынка. При этом все 3 компании растут примерно одинаково ~90% за 9 месяцев 2022г. Что настораживает, так как Яндекс кратно меньше своих конкурентов, а значит динамика роста должна быть выше рынка.
По количеству активных покупателей:
Wildberries ~ 120 млн учетных записей,
Ozon ~ 32,7 млн учетных записей,
Яндекс Маркет ~ 12,5 млн учетных записей.
Именно количество активных клиентов и продавцов компания Озон отмечает в релизе за 3кв22, как ключевой фактор выхода в положительную зону по EBITDA.
🏦 Рентабельность по скорректированной EBITDA:
OZON +0,9% от валового объема продаж. Ozon вышел в положительную зону по EBITDA. Масштаб бизнеса позволяет размывать издержки. До прибыльности Ozon осталось найти 56 рублей с каждого заказа.
Яндекс Маркет –3,9%, в отчете за 3кв22 компания отчиталась, что смогла улучшить маржинальность на 16% (детали в предыдущим обзоре
Wildberries, используя отчетность по РСБУ с высокой вероятностью консолидированная рентабельность Wildberries не просто положительная, а существенно выше, чем у Ozon. Компания вышла в прибыль еще в 2012 году, а за счет эффекта масштаба и роста только увеличивает ее начиная с 2018 года.
Можно сделать вывод, что Яндекс предстоят млрд.руб. инвестиций в построение логистической цепочки и привлечения большего количества продавцов. В 2022г. Яндекс запустил 6 логистических и сортировочных центра в Самаре, Екатеринбурге, Подмосковье, Питере, Оренбурге и Москве. И пока Поиск и Райдтех генерят свободный денежный поток, кажется, что планам Яндекс ничего не угрожает.
В следующем разборе посмотрим подробнее на OZON , чтобы понять, есть шанс у Яндекс в борьбе за 2ое место.