14 мая 2024
Продолжение, начало читай ниже👇
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Redhead83/2242a122-387b-46a8-8b61-6f7b137ef082?utm_source=share
Налогообложение прироста капитала для средств на обычных брокерских счетах — также отдельная тема: при ставке 13% давать специальные льготы, наверное, не требовалось, при более высоких ставках это будет значительно актуальнее. Запущенная в России с 2024 года программа долгосрочных сбережений сконструирована по лучшим мировым образцам, но без возможностей софинансирования от работодателей она будет развиваться слишком медленно. Современные технологии и инструменты поведенческой экономики, позволяющие очень легко присоединяться к финансовым продуктам, способны быстро интегрировать работодателей в систему формирования сбережений — и грех этим не воспользоваться.
Ситуация с выбором инструментов и с развитием инфраструктуры отечественного рынка можно назвать хорошей. Но в последнее время появилась новая проблема — государство все чаще оспаривает приватизационные сделки. Страдают в том числе и мелкие инвесторы, купившие акции на рынке. Московская биржа и ЦБ заняли достаточно жесткую позицию по защите добросовестных приобретателей, но важно не только решить проблему в суде, но и принять законодательные меры по защите прав собственности — иначе в оценку любого предприятия будет закладываться повышенная оценка правовых рисков.
Нужны новые игроки
Что касается структуры российского фондового рынка, то здесь ситуация далека от оптимальной, хотя динамика позитивная. На рынке акций до сих пор доминируют крупнейшие банки с госучастием и естественные монополии, в которых дивидендная политика часто определяется не приоритетами компании, а соображениями высшего порядка. Могут вырасти новые имена, прошедшие через IPO или вернувшиеся в процессе редомициляции бизнеса в Россию, но на это требуется время. Ожидается выход на рынок новых компаний, появившихся после ухода иностранных собственников, — это может способствовать диверсификации, но придется уточнить требования к выходу на рынок для компаний с операциями или активами свыше определенного уровня. Приватизация вряд ли будет в ближайшие годы приоритетом для государства, но все же не стоит забывать о продаже активов через фондовый рынок.
Для рынка облигаций ключевым вопросом является уровень ставок. Государственные заимствования в ближайшие годы будут умеренными: правительство жестко поддерживает разумный уровень бюджетного дефицита, скорее всего, размер долга и ставок потребуют заимствований в пределах 1% ВВП в год. Выбор инструментов здесь достаточно широк, хотя не все из них доступны для мелкого инвестора — рынком правят крупнейшие госбанки. Субфедеральный долг фактически не развивается, но при снижении ставок крупные и устойчивые регионы могут снова начать заимствовать, прежде всего для финансирования развития инфраструктуры. Основной риск тут — излишняя щедрость федерального бюджета и институтов развития, лишающие заимствования по рыночным ставкам конкурентных преимуществ. Возможно, имеет смысл ввести обязательное рыночное софинансирование для крупных инвестпроектов, что, помимо прочего, поможет сделать их более осмысленными и устойчивыми. Ситуация с корпоративными облигациями сложнее — на рынке доминируют крупнейшие эмитенты, а при нынешних ставках для компаний выпуск акций часто оказывается предпочтительнее выпуска высокодоходных облигаций. При этом уже действуют довольно качественные программы стимулирования выхода средних предприятий на рынок — и они заработают еще лучше, когда ставки перестанут быть запретительными.
Таким образом, реализация планов по росту капитализации российского фондового рынка реальна, но при соблюдении ряда условий. С внешними санкциями, мешающими нормальному взаимодействию с иностранными инвесторами, сделать что-то сложно, и в любом случае решение вопроса о замороженных активах с обеих сторон будет очень долгим. Но внутри российского периметра, вполне возможен.