$GAZP А кто-то вообще пробовал оценить стоимостные параметры и рентабельность строительства Силы Сибири-2? Может станет понятно почему до сих пор окончательно не могут договорится Китай и Россия и для этого требуется Путину самому ехать. Я тут на пальцах посчитал, если в чём-то ошибаюсь, то поправьте меня.
Итак планируемая протяжённость СС-2 порядка 6700км из которых 2700км будут проходить по территории России-матушки и около 960км по Монголии, остальные 3040км по Китаю. Надо заметить, что себестоимость строительства на различных участках будет отличаться. Нашёл в сети информацию, что 1км МГП сопоставимой мощности обходится Газпрому примерно в 5000000 $ и это было в 2020. С учётом инфляции можно смело считать по 6. Таким образом при нынешнем курсе стоимость российского участка будет стоить около 1,51 трлн.₽. Деньги скажем так не малые, если учесть, что долг ГП составляет порядка 6 трлн.₽ судя по последней отчётности. Но если учесть, что это будет не разовая выплата, а растянутая на весь срок строительства, то можно подумать, что ничего в этом страшного нет. Но это лишь на первый взгляд. Стоит учесть, что обозначенная сумма приходится лишь на российский участок и поставки оборудования и материалов необходимо оплачивать на начальном этапе и примерно в середине строительства, так сказать авансируя затраты производителям труб, турбин и прочей техники. Кроме того исходя из протяжённости монгольского участка ещё вырисовывается порядка 0,5 трлн. Кто-то скажет, да пусть они сами его строят, а потом будут зарабатывать на транзите. Это было бы слишком просто. Дело в том, что стоимость монгольского участка составляет около трети их ВВП и самим им будет тяжеловато его потянуть. Мне видится следующий вариант. ГП предоставит кредит на строительство этого участка и потом Монголия будет его гасить за счёт прокачки газа. Местность в Монголии конечно степная, и по сравнению с болотами Сибири более легкодоступная, но тем не менее она также имеет участки вечной мерзлоты из-за суровости климата. Китаю же придётся построить более 3000км и это 45% от полной протяжённости проекта. Для Китая и России(не Газпрома) безусловно выгодно такое грандиозное строительство и страны сразу смогут получать свои барыши уже на стадии строительства за счёт поступления налогов от производителей труб, оборудования и подрядчиков. Поэтому со стороны России по всей видимости последуют какие-то льготные кредиты из ФНБ и прочие субсидии при последующей эксплуатации лишь бы проект был рентабельным и имел экономическую целесообразность и для ГП. С другой стороны такая большая протяжённость будет требовать и высоких затрат на доставку. Украина брала порядка 2,5$ за 1000м3 на 100км, но она требовала слишком много, что в результате привело к строительству Северных Потоков. Если предположить, что средний тариф составит 2$, то стоимость прокачки по всему маршруту 1000м3 составит порядка 134$. И это приличная величина. Т.е. 45% от этой суммы, порядка 60$ Китай должен будет потратить на прокачку газа по своей территории и эти деньги будут окупать первоначальные капитальные затраты. Поэтому Китай особо и не хочет раскошеливаться при определении цены газа. С другой стороны и ГП будет нести достаточные издержки на логистику и не сможет сильно упасть. Но проект очень нужен обеим странам.
Но решение этого вопроса пожалуй стоит оставить Начальнику. Этот вопрос достаточно сложный и он его будет решать не только с точки зрения компании, а прежде всего с точки зрения государства. Про высокую рентабельность там можно забыть, но дополнительные капзатраты примерно 0,5 трлн в год, на протяжении 4-х лет убыточная компания с избыточным долгом превышающим её капитализацию может не потянуть. В принципе при условии отсутствия чёрных лебедей возможно у компании и есть шансы справиться. Но в любой момент всё может пойти по негативному сценарию и необходимость рефинансировать долги под 16% при наличии валютных при резком росте курса $ и отсутствии притока валюты приведёт к необходимости допки.